Тема: И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И. А. Кры­лова, расширять читательский кругозор детей; научить оп­ределять басню как жанр литературы по характерным при­знакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и вы­разительного чтения.

Оборудование: рисунки с изображением животных, иллюстра­ции к басне; портрет И.А. Крылова; слоговые таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердитель­ной, с интонацией удивления, с огорчением, скороговор­кой (читают несколько раз).

III. Постановка цели урока

- Прочитайте, что написано на доске, только справа налево
(тренировка произвольного внимания):

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана
Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

IV. Изучение нового материала

1. Тренировка навыка чтения. 5-ти минутная тренировка по слоговым таблицам*.

2. Актуализация знаний.

- Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей.)

- Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)

- Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В мо­рали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы долж­ны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.

- Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представ­ляется по характеру? (Добрый, умный и т. д.)

- Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.)

- Что нового вы узнали из этой заметки?

- Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем...)

Показ картинок с героями басни.

- Что общего у героев этой басни? (Живут в воде.) Показ иллюстрации.

- Что они делают? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)

- Получится у них сдвинуть воз или нет?

- А вот что рассказал об этом И.А. Крылов.

3. Чтение басни учителем.

4. Первичная проверка понимания:

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

Каким был ваш смех?

- Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

- Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.)

- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны бы быть друзьями.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Выборочное чтение.

- Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые по­могают увидеть образ каждого героя. («Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый; «Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад; «Щука тянетв воду» -упрямая, только свое дело знает.)

- Обратите внимание на глаголы, которые очень точно пе­редают характер каждого героя.

- Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)

- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз мож­но было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.)

- Почему же «воз и ныне там»?

- Как надо читать эту басню? С каким настроением?

2. Выразительное чтение басни.

- Какое чувство вызывают у вас герои?

- Найдите главную часть басни - мораль. (Первые три строчки.)

VII. Итог урока

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- С каким произведением?

- Что такое басня?

- Для чего и зачем написана басня?

- Какая мораль была в этой басне?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание

1.Самостоятельно прочитать басню «Стрекоза и Муравей»;
найти мораль басни, выписать в тетрадь.

2. Подготовиться к выразительному чтению басни.

Урок 27 (вариант 1). И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока: ознакомить с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Му­равей»; развивать творческие способности детей - учить читать басню по ролям; развивать навык беглого чтения;

работать над выразительным чтением, чтением по ролям; ознакомить детей с обозначением речи персонажей (кавычки, тире), учить различать речь автора и героев басни.

Оборудование: оформленная доска или тексты басен Л.Н. Тол­стого на партах; слоговые таблицы (см. приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Три сороки тараторки Тараторили на горке.

- Прочитайте «жужжащим» чтением.

- Прочитаем с удивлением, с вопросительной интонацией, с сердитой, с веселой.

- Прочитайте с ускорением, с замедлением, скороговоркой.

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы познакомимся еще содной басней Крыло­
ва - «Стрекоза и Муравей». Мы будем учиться читать ее
выразительно по ролям.

Наши рекомендации