III. Пересказ сказки. Первичное восприятие
Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью картинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):
- С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?
- Кто помог девочке спасти братца?
1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.
- Попытаемся объяснить значение слов:
кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.
2. Проверка первичного восприятия.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что понравилось в сказке?
- Что понравилось более всего?
- С какими чудесными предметами встречается девочка?
- Кто помог девочке спасти братца?
- На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?
IV. Анализ сказки
Первая ступень анализа:
1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по «сю
жетным вехам».
Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):
1) Начало действия (завязка).
2) Развитие действия.
3) Переломный момент (главное действие).
4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
5) Конец действия (развязка).
2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:
3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублением практического представления о сказке, о жанре.
- Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:
а) Жили-были мужик да баба - зачин.
б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.
4. Работа над словом «гуси-лебеди»:
- Почему сказка так называется?
- Что за птицы «гуси-лебеди»?
5. Словесное рисование:
- Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?
- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?
V. Актуализация знаний
Выборочное чтение с наглядным комментированием и ответы на вопросы.
- Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.
- Как сестра догадалась, кто унес братца?
- Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?
- Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не помогли девочке?
- Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.
- А почему в этот раз они помогли девочке?
- Почему не сразу помогли ей?
- Как изменилось поведение девочки при второй встрече?
VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту
1.Представьте себя на месте девочки.
2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?
3. Как вела себя девочка в избушке?
VII. Подведение итога работы над сказкой
- Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?
- Когда и почему девочка меняется к лучшему?
- Подходит ли к этой сказке пословица «Недорого начало, а похвален конец». Объясните.
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.
Урок 14 (вариант 1). Русские народные сказки. Обобщение
Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: карточки с отрывками из сказок.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Дети пересказывают сказку «Гуси-лебеди».
II. Постановка цели урока
Вступительное слово учителя:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.
- Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказываете у доски понравившуюся вам сказку или историю. А сегодня вы будете не рассказывать, а показывать. Тот, кто будет выходить к доске, будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно будет отгадать сказку и показать товарищам так, чтобы и они поняли, о чем идет речь.
- Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награждены призами.
III. Конкурс
Отрывки из сказок для конкурса:
1. - Я - Мышка-норушка, а ты кто?
- А я - Лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить.
И стали они жить вдвоем...
2. ...Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку...
3. - Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька с молочком!
Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее
бережком.
4. - По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, домой сами!
5. - Несет меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги!
6. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
7. - Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
8. В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит- земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
9. - Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобою никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я - в другой.
10.-Дай рыбки!
- Не дам! Пойди сам налови.
- Да я не умею!
- А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!
11. - Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла
весна, ее избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться
да и выгнала меня.
12. -Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
13. - Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Я коза, на лугу была,
Ела травку шелковую, Пила воду студеную...
14. Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился...
15. - Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!
- Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!
IV. Итог урока
- Молодцы. Справились с заданием!
- Давайте проголосуем, кто у нас сегодня лучший актер. У каждого из вас только один голос. Отдать его можно только одному участнику викторины.
Проходит голосование, подведение итогов, награждение.
- А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал.
Итоги, награждение.
- Сегодня все, кто принимал участие, получат только пя
терки!
Домашнее задание
Написать краткое изложение своей любимой сказки.
Приложение 1. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
- Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные гтелмёты.
1. Курочка ... 6. Гуси- ...
2. Баба-... 7. Ковер-...
3. Жар-... 8. Скатерть-...
4. Иванушка-... 9. Сапоги-...
5. Царевна- ... 10. Сивка- ... {Ответы: 1. Ряба. 2. Яга. 3. Птица. 4. Дурачок. 5. Лягушка.
6. Лебеди. 7. Самолет. 8. Самобранка. 9. Скороходы. 10. Бурка.)
Приложение 2. Викторина
I. Ответь на вопросы
- Чем угощала лиса журавля? (Кашей.)
- Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.)
- Из чего варил кашу солдат? (Из топора.)
- Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? (Платочек.)
- Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка.)
- Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца.)
- Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.)
II. Составь название сказок
ГУСИ МОРОЗА
КАША ЛЕБЕДИ
ПЕТУШОК ТОПОР
ДЕВОЧКА ЗЕРНЫШКО
ДВА СНЕГУРОЧКА
(Ответы: Два Мороза; Девочка Снегурочка; Петушок и бобовое зернышко; Каша из топора; Гуси-лебеди.)
III. Как называется сказка, которая начинается со слов:
Жили-были старик со старухой, у.них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит. («Девочка Снегурочка».)
1. Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:
- Братец Мороз - Синий нос, как бы нам позабавиться, лю
дей поморозить?
Отвечает другой:
- Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный
нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого.
(«Два Мороза».)
3. Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился,
все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись. («Петушок и бобовое
зернышко».)
4. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, куроч-ка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсток. («У страха глаза велики».)
5. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок,
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги
братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе
платочек. («Гуси-лебеди».)
6. Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется.
Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха:
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора».)
IV. По опорным словам отгадай название сказки:
СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («Каша из топора».)
БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («Гуси-лебеди».) ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («Петушок и бобовое зернышко».)
ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («Два мороза».) СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («Девочка Снегурочка».)
БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («Устраха глаза велики».)
V. Из какой сказки эти вещи:
1. Туфелька («Золушка».)
2. Стрела («Царевна-лягушка».)
3. Сапог («Кот в сапогах».)
4. Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Печка («По щучьему веленью».)
Приложение 3. Тест*
Тест №2
1. Определи жанр произведения:
Ходит Сон у окон. Ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в дом, Напусти нам угомон, а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.
2. Определи жанр произведения:
Секи, Секи, дождь. На нашу рожь, На бабину пшеницу, На просо, чечевицу, На дедов ячмень -Поливай целый день, а) Закличка; б) Колыбельная; в) Загадка.
3. Определи жанр произведения:
Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке, а) Пословица; б) Небылица; в) Скороговорка.
4. Определи жанр произведения:
Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала, а) Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка.
5. Определи жанр произведения:
На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных людей! а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка.
6. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это -а) Считалка; б) Пословица; в) Загадка.
7. Определи жанр произведения:
В пруду у Поликарпа -Три карася, три карпа, а) Пословица; б) Скороговорка; в) Загадка.
8. В каких народных сказоках одним из персонажей является
писа:
а) Теремок; б) Колобок; в) Гуси-лебеди.
9. В каких народйых сказках среди персонажей есть заяц?
а) Гуси-лебеди; б) Теремок; в) У страха глаза велики.
10. В каких народных сказках среди персонажей есть волк?
а) Теремок; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики.
//. Найди героя сказки «Теремок»:
а) Гуси-лебеди;
б) Петушок золотой гребешок;
в) Мышка-норушка.
12. Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко»: а) Лиса; б) Курочка; в) Волк.
13. Найди героя сказки «У страха глаза велики»: а) Солдат; б) Медведь; в) Курочка.
14. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»? а) Береза; б) Яблоня; в) Груша.
15. Какая из этих сказок не является народной?
а) Два Мороза;
б) Лиса и журавль;
в) Сказка о рыбаке и рыбке.
16. Найди среди этих сказок сказку А. С. Пушкина:
а) Каша из топора;
б) Петушок и бобовое зернышко;
в) Сказка о рыбаке и рыбке.
/ 7. Какое желание старухи не исполнила Золотая рыбка в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
а) Построить новую избу;
б) Стать владычицей морскою;
в) Стать царицей.