Методические разработки уроков.

Методические разработки уроков.

«Русский язык» авт. В.П.Канакина

Класс

(50часов, 5 уроков в неделю)

НАША РЕЧЬ (2ч.)

Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык».

Наша речь. Её значение в жизни людей.

Целевая установка: познакомить с учебником, рабочей тетрадью; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо ; оценивать результаты деятельности на уроке.

План урока

1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом - учебником «Русский язык» ( обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение, упражнения и задания к ним и др))

2. Чтение и обсуждение Обращения авторов к первоклассникам ( стр.3)

3. Знакомство со шмуцтитулом ( страничкой в учебнике, открывающей первый раздел курса русского языка.) и его назначением в учебнике. Определение целевой установки изучения раздела «Что узнаем, чему научимся»

4. Чтение названий темы «Наша речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» (учебник, стр. 6) , уточнение их понимания.

5. Конкретизация задачи урока урока.. Воспроизведение представлений детей о речи, полученных в период обучения грамоте.

· Определение значения слова речь ( одно из значений этого слова - способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом).

· Обсуждение ответов на вопросы: Из чего состоит наша речь?( Из слов) А может ли быть речь без слов?

· Обмен мнениями детей при ответе на вопрос: о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? Почему? ( Рассматривание иллюстрации к упр.1)

6. Чтение предложения Л. Успенского (учебник, упр. 1). Определение его главной мысли: только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать. Соотнесение высказывания и рисунка ( учебник, упр. 1).

7. Знакомство с видами речевой деятельности человека (учебник, упр.2) с опорой на схему и рисунки (учебник, стр. 5).

· Чтение названия схемы и записей в ней. Обсуждение, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя и в каких случаях жизни человека осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо? речь про себя?

· Рассматривание и обсуждение рисунков. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности.

· Чтение сведений о речи: слушание, говорение, чтение и письмо – это наша речь

Вывод: речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.

8. Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 1). Ответ на вопрос: какими еще рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?

7. Итог урока:

· Когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

· Какими видами речи мы пользуемся на уроке? Что можно отнести к говорению? слушанию? чтению? письму?

· Что же такое наша речь? Ответить определением-определением из учебника.

Урок 2. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письменной речи.

Целевая установка: дать общее представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; учить различать предложение и слово; выделять предложения из текста, произносить их с правильной интонацией, опираясь на знаки конца предложения и содержание предложений, писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; понимать схемы предложения, моделировать состав предложения, сравнивать схемы предложений и предложения, подходящие к ним, подбирать схему к предложению; ввести в активный запас учащихся слова с непроверяемыми написаниями: ворона, воробей

План урока

1. Проверка домашнего задания. Слушание продолжения сказки.

2. Определение познавательной задачи урока: Что такое предложение? ( учебник, стр. 10)

3. Упражнение в различении слов и предложения, в установлении связи слов в предложении ( упр.3, учебник, стр. 11)

· Обсуждение: вы прочитали слова или предложения? Почему данные слова не составляют предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов составить предложение? ( Связать слова по смыслу). А как это сделать? ( Подсказка есть в задании упражнения)

· Составление из слов предложений ( Предложения могут быть разными по содержанию : Бабушка читает сказку внуку. Внук читает сказку бабушке) и обсуждение, о чём говорится в каждом составленном предложении.

· Комментированная запись любого предложения. Обсуждается , как надо правильно оформлять предложение на письме.

· Вывод: не каждая группа слов составляет предложение (слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

4.Чтение сведений о предложении ( стр. 11, учебник). Ответ на вопрос: что говорится в определении о предложении. (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу)

5. Подготовка к выполнению домашнего задания ( рабочая тетрадь, стр. 8, упр. 5,6.) Выполнение заданий устно.

6. Сравнение и сопоставление схем предложений (учебник, упр. 5), воспроизведение по схемам правильного оформления предложений на письме. Выразительное чтение предложений. Соотнесение предложений и схем этих предложений. Ответ на вопрос: можно ли на слух определить, каким знаком надо на письме обозначить конец предложения? Списывание любого предложения и моделирование схемы этого предложения.

7. Обсуждение: как в устной речи выделяются предложения и как оформляются предложения в письменной речи? Чтение сведений о языке ( учебник, стр. 13)

8. Ответы на вопросы: чем интересна запись (учебник, упр. 4)? Легко или трудно ее прочитать? Сколько здесь «спряталось» предложений? По каким признакам вы распознали эти предложения? «Расшифровка» предложений. Определение, о чем говорится в скороговорке и поговорке. Чтение предложений с четким проговариванием каждого слова. Составление схемы ( на доске) к каждому предложению, Самостоятельная запись любого предложения.

Для тех, кто записал предложение, дополнительное задание (рабочая тетрадь, упр. 4). Обсуждение: составляет ли запись предложение и почему? «Расшифровка» предложения-скороговорки и правильная ее запись (рабочая тетрадь, упр. 4). Проверка правильного написания слов в данном предложении.

9. Работа со словами с непроверяемыми написаниями ворона и воробей. Определение значений слов и их написания. (Учитель обращает внимание на буквосочетание оро в написании этих слов). Запись данных слов в тетрадь.

10.Итог урока: расскажите, что вы узнали о предложении? В чём затруднялись? Что узнали о правописании слов ворона и воробей?

11.Домашнее задание ( письменное задание: рабочая тетрадь, стр. 8, упр. 5,6)

Урок 3. Диалог ( общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.

Целевая установка: дать первоначальное представление о диалоге и его оформлении, учить различать диалог, находить диалог в тексте, наблюдать над оформлением предложений в диалогической речи( над постановкой тире ( - ) в диалогической речи), формировать навык смыслового и выразительного чтения, составлять диалог по рисунку, воспитывать (через содержание рисунка ) чувство уважительного и заботливого отношения к старшим по возрасту, развивать навык сотрудничества с одноклассниками при чтении по ролям, при составлении диалога, развивать монологическую речь на основе воспроизведения конца сказки «Три медведя», ввести в активный запас учащихся слово-термин диалог.

План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Воспроизведение представлений о предложении и тексте. Упражнение в определении границ предложений (учебник, стр. 13, упр. 6 ). Выполнение заданий упражнения. Запись первых трёх предложений.

3. Прослушивание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» (читает наизусть заранее подготовленный ученик), определение, из какого стихотворения эти строки, кто их автор. Выразительное чтение стихов (учебник, упр. 7). Ответ на вопрос: почему в конце предложений поставлены разные знаки? Вывод: знаки подсказывают, что говорящий хотел выразить в своей речи — испуг, радость, удивление, сообщить о чем-либо, спросить о ком или о чем-либо. Определение количества человек, принимавших участие в разговоре (Автор и Носорог). Определение предложений , принадлежащих каждому из двух участников разговора: кто задаёт вопросы ? кто отвечает? Подведение к выводу, что данная речь – это разговор двух лиц и такой текст в русском языке мы будем называть диалогом.

4.Подготовка к инсценированию диалога в парах, выбор участников диалога. Инсценирование диалога. Списывание первых двух предложений.

5. Чтение лингвистического текста в учебнике о диалоге( учебник, стр. 14) и правилах оформления диалогической речи (учебник, стр. 15 со слов: «Обрати внимание…..»).

6. Подготовка и выразительное чтение стихотворения-потешки( учебник, стр. 15, упр.8). Выполнение заданий упражнения (определение части текста, где есть диалогическая речь, выделение предложений, принадлежащих участникам диалога, проводится наблюдение над интонацией предложений в диалоге, их оформлением на письме, инсценируется диалог, ученики списывают выделенные предложения).

7.Ответ на вопрос: часто ли мы пользуемся диалогом в устной речи? Составление устного диалога по рисунку( рабочая тетрадь, стр. 9, упр.8): определение содержания диалога, выбор участников разговора, придумывание содержания реплик. Обсуждение: всегда ли в жизненных ситуациях вам приходилось уважительно и заботливо относиться к старшим по возрасту.

8.Знакомство со страничкой «Проверь себя» и её назначением.

9. Итог урока: Что вы узнали о диалоге? В каких случаях жизни мы пользуемся диалогом?

10. Домашнее задание. Работа со страничкой «Проверь себя» (устно), рабочая тетрадь ( стр. 9, упр. 7)

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(4ч.)

Урок 2. Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов.

Целевая установка: приобретать опыт в различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам; учить правильно ставить к словам вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? и др.; развивать умение классифицировать слова, называющие предметы, признаки; учить соотносить текст и рисунок., составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка, ввести в активный словарный запас слова-термины «слова-названия предметов», слова-названия действий предметов», слова-названия признаков предметов»

План урока

1.Определение учебной познавательной задачи урока Что могут называть слова? ( учебник, стр. 21). Обсуждение мнений детей.

3. Наблюдение над словами - названиями предметов и явлений, названиями признаков предметов и явлений, названиями действий предметов и явлений (учебник, упр. 6, стр. 21.):

· Рассматривание таблицы, чтение названия таблицы, чтение трёх групп слов и вопросов, на которые отвечают слова каждой группы.

· Анализ слов каждой группы, например слов-названий предметов: чтение слов ( ворона, дождь, снег, яблоко, ребята), постановка вопросов к каждому слову кто? или что?

· Обобщение: к словам-названиям предметов мы будем относить не только слова, обозначающие предметы (стол, стул, ковер), но и слова, обозначающие людей (мальчик, учитель, дети), животных (еж, бабочка, акула, утка), явления природы (град, снег), события (праздник, митинг); эти слова отвечают на вопрос к т о? или ч т о?

· Аналогично проводится работа со словами-названиями признаков и словами- названиями действий предметов.

· Подбор своих примеров слов каждой группы. Составление предложения с любым словом из таблицы.

4. Упражнение в различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам (учебник, упр. 7). Чтение слов. Ответы на вопросы: по какому признаку распределены слова в три группы? Определение, какие из этих слов называют предметы, какие — действия предметов, какие — признаки предметов? Соотнесение слов-названий с вопросами: какие слова отвечают на вопрос к т о? или ч т о?, какие — на вопрос что делает? и др. Составление предложений с использованием данных слов и запись одного из них.

5.Упражнение в классификации слов по группам ( рабочая тетрадь, упр. 3, стр.12.) Выполнение устных заданий. Подготовка к выполнению письменных заданий (домашняя работа).

6. . Подбор слов, называющих признаки любого из записанных слов. Определение по заданному признаку слов, называющих предмет (учебник, упр. 10). Постановка вопросов к каждому из заданных слов. Составление предложения с любым словом и его запись. (Возможно другое задание: составить и записать словосочетания с данными словами: зеленая лента, доброе утро... .)

7. Проведение игры: учитель называет слово, обозначающее действие: идет (ловит, играет, думает, живет, плывет...). Дети подбирают слова-названия предметов, которые могут совершать эти действия.

8. Чтение текста (учебник, упр. 11). Ответы на вопросы: то, что вы прочитали, это текст? Устный или письменный? Из какой он сказки? Сколько предложений в тексте? О ком и о чем говорится в каждом из предложений? Назовите в тексте слова-названия предметов. Какие из этих слов отвечают на вопрос к т о? или ч т о? Есть ли в тексте слово, которое называет признак и отвечает на вопрос к а к и е? Прочитайте слова, называющие действия жар-птицы и действия Ивана-царевича. Запись первого предложения из текста.

9. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 12). Ответы на вопросы: подходит ли текст к рисунку? Какими художник изобразил главных героев? Опишите их внешний вид и действия. Как художнику удалось передать чувства главных героев? Заинтересовал ли вас этот рисунок? Выскажите свое мнение. Составление ответа на вопрос по данному началу «На рисунке художник изобразил Ивана-царевича, жар-птицу и яблоню с яблоками. Иван-царевич схватил птицу за хвост и пытается её удержать.)

10.Итог урока: что могут обозначать( называть) слова? Приведите примеры таких слов. На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет? действие предмета? признак предмета? Назовите лишнее слово: небо, ветер, облако, плывёт?

11.Домашнее задание: ( рабочая тетрадь, упр. 3 и 4, стр.12-13, письменные задания .

Урок 3. Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Целевая установка: классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению ( люди, животные, растения и др)., формировать умение ставить к словам – называющих людей и животных вопрос кто? к другим словам, названиям предметов, вопрос что? и различать эти слова по данным вопросам; различать вежливые слова и использовать их в речи, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы, ввести в активный запас учащихся вежливые слова,

План урока

1. Воспроизведение знаний о роли слов в речи, о словах, называющих предметы ( признаки, действия), и вопросах, на которые они отвеают.

2. Упражнение в классификации и объединении слов – названий предметов по лексическому значению в тематические группы.

· Проверка домашнего задания ( упр.4, рабочая тетрадь, стр.13) (учебник, упр. 8); проведение игры «Кто больше подберет других слов на любую из данных тем»: «Школьные принадлежности», «Мебель», «Посуда».

· Нахождение лишнего слова и обоснование правильности своего ответа (учебник, упр. 8): в первой группе слов лишнее слово - тетрадь ( отвечает на вопрос что?, во второй группе слов – лишнее слово море ( отвечает на вопрос что?) Выполнение письменного задания и ответ на вопрос, к каким словам нужно поставить вопрос кто? и что?. Чтение сведений о языке.

· Распределение слов по тематическим группам (учебник, упр.9, стр. 23): чтение слов, выяснение значений слов, постановка к каждому из слов вопроса к т о? или ч т о? Обоснование: почему к одним словам ставится вопрос к т о?, а к другим — ч т о?. Письменная запись по выбору слов любой тематической группы.

3.Постановка новой познавательной задачи Какие слова мы называем вежливыми? Обсуждение вопроса-задачи.

4.Выразительное чтение стихотворений и выполнение заданий упр. 13 ( учебник, стр.25) и упр. 6 ( рабочая тетрадь, стр.14) Выделение из стихотворений слов-приветствий, слов- прощаний. Подбор к этим словам других слов и выражений, которые мы используем в речи при приветствии и прощании:

Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер);

До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра и др.

5. Чтение слов-благодарения и слов, которыми начинается просьба о чём-либо (учебник, упр. 14, стр. 25). Подбор слов, близких по значению: Спасибо. Большое спасибо, Благодарю Вас;

6. Работа в группах: подготовка к составлению и разыгрыванию сценки ( как ты обратишься к товарищу с какой-либо просьбой). Заслушивание составленных диалогов.

7. Чтение сведений о языке ( стр. 25, учебник). Выяснения понимания смысла научного текста. Ответы на вопросы: Какие слова делают нашу речь вежливой? Как часто мы используем в речи вежливые слова?

8. Итог урока: что нового о словах узнали на уроке? Какие вежливые слова ты используешь в речи? При каких обстоятельствах?

9. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 5, стр. 14.

Урок 4. Однозначные и многозначные слова. Слова , близкие и противоположные по значению Словари русского языка.

Целевая установка: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи; познакомить со словарями учебника: толковым и словарями близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», «слова, близкие и противоположные по значению», слова с непроверяемыми написаниями пенал, карандаш; формирование представлений о хороших и плохих качествах человека на основе работы над содержанием текста «Ленивый и прилежный», вызвать интерес к происхождению слов пенал, здравствуйте, благодарю.

План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Обсуждение: где можно узнать, что означает слово? (учебник, упр. 15). Знакомство с Толковым словарем русского языка и толковым словарем в конце учебника. Нахождение (под руководством учителя) слов невежа и невежда в толковом словарике учебника и знакомство со значением данных слов.

3. Постановка познавательной учебной задачи урока: сколько значений может иметь слово? Обсуждение возможных ответов на этот вопрос.

4. Наблюдение над значениями однозначных и многозначных слов: (учебник, упр. 15):

· Определение по рисункам слов, которые имеют одно значение ( карандаш, грач), введение термина «однозначные» слова;

· определение по рисункам слов, которые имеют несколько значений ( кисть, колокольчик), введение термина «многозначные» слова; обсуждение, чем похожи предметы, которыми названы многозначным словом ( по внешним признакам).

· Нахождение значений слов ( грач, колокольчик, кисть, карандаш) в толковом словаре учебника и уточнение их значений.

· Обобщение: многозначные слова получили своё название по какому-либо сходству предметов(признаков, действий), которые они называют., например, по внешнему сходству.

· Чтение сведений об однозначных и многозначных словах ( учебник, стр. 27 ) и выяснение понимания прочитанного.

5. Картинно-комментированный диктант (дети называют предмет, изображенный на рисунке, определяют его значение и записывают слово-название, комментируя его написание ( воробей, ворона, пенал, карандаш). Перед записью слов пенал и карандаш учитель обращает внимание детей на запись этих слов в учебнике, выясняет, почему в этих словах выделены буквы.

6. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 17), обсуждение выбора значения слова золотой для объяснения смысла выражений золотая рожь, золотые руки. Нахождение в стихотворении диалога и его выразительное прочтение.

7. Проверь себя! Проверка умения распознавать однозначные и многозначные слова ( упр. 7, рабочая тетрадь, выполнение задания устно)

8. Наблюдение над словами близкими и противоположными по значению в словарях близких и противоположных значений слов в учебнике.( стр.141,142)

9. Выразительное чтение текста ( учебник, упр. 19) (языковой материал упр. 19 позволит учителю формировать представление о хороших и плохих качествах человека и воспитывать у детей ответственность за своё отношение к имеющимся у них обязанностям Выяснение значений слов ленивый и прилежный. Обсуждение, подходит ли заголовок к тексту. Выполнение заданий упражнения.

10.Итог урока: где можно узнать, какое слово многозначное, а какое однозначное? Что вы узнали о словарях русского языка? Когда мы обращаемся к словарям? Что надо знать о написании слов пенал и карандаш. ( Знакомство со страничкой для любознательных – учебник, стр. 29)).

11.. Домашнее задание: познакомиться со Страничкой для любознательных (учебник, стр. 29) и подумать, сможете ли выполнить задания «Проверь себя» ( учебник, стр. 30) ; упр. 7, 8, 9 (рабочая тетрадь, стр.15.)

Методические разработки уроков.

«Русский язык» авт. В.П.Канакина

Класс

(50часов, 5 уроков в неделю)

НАША РЕЧЬ (2ч.)

Наши рекомендации