Работа над новым материалом.
Постановка проблемного вопроса урока.
· Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?
· А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.
· Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.
Чтение статьи о библиотеках.
Сообщение ученика о Птолемее (5—6 предложений).
Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.
(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)
Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.
· Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?
· Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации). В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.
Перечитывание статьи по абзацам.
Беседа на закрепление знаний о библиотеках.
· Для чего создавались библиотеки?
· От каких слов произошло слово «библиотека»?
· Где появились первые библиотеки?
· Какие библиотеки считаются первыми?
· Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?
· Кто такой Птолемей, чем он прославился?
· Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?
· Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»[6]).
· Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.
· Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?
· Чему вы научились, выполняя проекты?
· Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?
· Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.
· Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.
Работа с заданиями учебника.
Работа с иллюстрациями в учебнике.
· О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)
· Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.
· А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток.)
· Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?
· А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)
· Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.
План
1. Ридер — самая современная книга.
2. Внешний вид ридера.
3. Функции пользователя.
4. Преимущества ридеров перед другими видами книг.
Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.
Оценивание выступлений.
· Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку достижений». Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.
· На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2—3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)
Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.
· Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?
· Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?