Тема: Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные результаты: знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки», «узорочье»;
называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать содержание летописи, называть основные события, описываемые в ней.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, исходя из целей, отражённых на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения;
– познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать её, передавать своими словами; извлекать информацию из текста летописи, необходимую для ответов на вопросы учителя; находить отличительные особенности летописи;
– коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы;
Личностные результаты: проявлять заинтересованность к истории своего Отечества, высказывать желание побольше узнать о времени княжения Олега (вещего).
Ресурсы и оборудование:учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы.
Ход урока
Целеполагание. Работа со шмуцтитулом.
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили, что учебник четвёртого класса включает в себя очень серьёзные произведения. Мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.
- Прочитайте тему первого раздела учебника. Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)
- Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле. Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете? Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.
- Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).
Работа с научно-познавательной статьёй.
Школьники читают статью о летописях самостоятельно (тихое чтение) или цепочкой вслух.
Беседа по содержанию статьи:
- Как появились летописи?
- Почему летописи стали называться летописями?
- Кто записывал летописи?
- Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Это проблемный вопрос, на который учащиеся однозначно ответить сразу не смогут, поэтому мы его задаём для того, чтобы пробудить интерес к читаемому произведению. Ответ на него мы дадим в конце урока).
- Нам пока трудно ответить на данный вопрос, ответить на него нам поможет внимательное чтение и наблюдение над деталями текста.
Подготовка к восприятию: рассказ учителя о летописях и летописцах с опорой на презентацию. Показ слайд-шоу.
- Ребята, вы правильно поняли ту информацию, которая сообщается в статье, но я хочу вам рассказать и показать ещё кое-что интересное о летописях и летописцах.
(Далее идёт рассказ учителя, сопровождаемый слайд-шоу[1]: Когда-то давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, загадки, прибаутки, песенки, небылицы. Чтобы сохранить их в памяти народной, люди стали передавать свои сочинения из поколения в поколение, от родителей детям из уст в уста. Так появились произведения устного народного творчества. Но когда появилась письменность (алфавит, буквы), люди стали записывать свои произведения на различных материалах – деревянных дощечках, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте, в Китае на шёлке.
С развитием письменности на Руси (так раньше называлась Россия) стали записываться и летописи, которые так же, как и сказки, сначала в виде сказаний передавались из уст в уста. В летописях записывались самые важные для русского народа исторические события. Записи вели монахи-летописцы, которые были самыми образованными людьми в древности. Они умели читать и писать. Монахи вели записи важных событий из года в год, то есть из лета в лето. Отсюда и название этих записей – летописи. Каждая запись начиналась со слов «В лето такое-то…» и дальше сообщалось, что произошло. Описывая события, летописец не был просто наблюдателем, он по ходу записи выражал свои чувства радости и восхищения победой кого-либо из великих князей, а также чувства горести и негодования в связи с поражением княжеского войска. Свои чувства монахи фиксировали в различных знаках на полях (например, в виде знака восклицания или в виде наших современных смайликов).
Над летописями трудились и простые писцы. Труд писца требовал большого напряжения и внимания. За день переписывалось всего 1,5 – 2 страницы. На полях от усталости делались приписки «Ох, голова моя болит!». Всё, что описывалось, иллюстрировалось картинками. Так в исторические тексты вносились элементы художественности. Таким образом, летописи являются прообразом, или точнее сказать прародителем художественной литературы. Когда мы будем читать летописи, мы постараемся разглядеть в них элементы художественности).
- Что ещё нового вы узнали о летописях и их создателях? Постарайтесь построить небольшой рассказ.