Перевод диалогов в косвенную речь.
- Как вы думаете, с чего можно начать пересказ («Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался»).
- Попробуйте заменить диалог мамы и Артёма, который даётся в первом абзаце.
У учащихся должен получиться примерно такой текст: «Артём уже знал, что скоро пойдёт в школу и очень волновался. Поэтому он часто повторял маме о том, что когда он вырастет, он в школу ходить не будет. Мама соглашалась с Артёмом и отвечала ему, что это правда. Чтобы успокоить самого себя, мальчик говорил маме о том, что ей будет скучно без него, когда он уйдёт в школу. И мама, понимая, что потом всё будет по-другому, снова соглашалась с ним, говорила, что конечно не нужно ходить в школу».
IV. Самостоятельная работа учащихся с текстом произведения.
Так как диалогов в тексте большое количество, а работа довольно трудная для третьеклассников, то можно предложить им сначала поработать над некоторыми кусочками текста и послушать, что получается. Привести в качестве примеров наиболее удачные варианты получившихся высказываний. Перевод диалогов в косвенную речь требует большой переработки текста, поэтому пересказ должен быть только выборочным. Поэтому предлагаем школьникам самим определиться, с каким эпизодом они будут работать. Важно сказать, что необязательно все слова героев использовать в косвенной речи, а лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.
V. Взаимопроверка.
На этом этапе просим школьникам друг другу в паре рассказать то, что у них получилось, при этом каждый может пользоваться своим черновичком. После прослушивания, необходимо оценить работу товарища и дать дельные советы по усовершенствованию текста, например, как исправить повторы.
VI. Итоги урока. Рефлексия. Самооценка.
Учащиеся анализируют, как они смогли выполнить учебную задачу урока, что удалось и что не удалось и почему, что было особенно трудно и над чем ещё предстоит потрудиться дома.
VII. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания необходимо предложить учащимся доработать то, что было начато на уроке, и подготовить пересказ той части, которая наиболее удалась для пересказа.
Урок 115
Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с уроком, разработанным в форме игры. Суть игры заключается в том, что дети воображают себя в гостях у главных героев рассказа Михаила Зощенко. Учащиеся мысленно воссоздают обстановку, в которой происходят события, якобы являются реальными участниками описываемых событий и благодаря этому решают определённые учебные задачи. По большому счёту урок – пример того, как можно анализ произведения сделать нескучным для младших школьников, каким образом превратить его в игру.
Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях и Лёли и Миньки».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, мульти-медиа-проектор, компьютер, распечатки текста на отдельных страницах для пометок учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке школьники успели прочитать рассказ, обменяться впечатлениями о нём и перечитать его ещё раз, чтобы разделить на смысловые части, так как текст довольно большой по объёму и с такими текстами легче работать, когда они поделены на части. В качестве домашнего задания могло быть следующее: «Представить обстановку, в которой жили главные герои, описать комнату, где происходили основные события».
Поэтому начать урок лучше с того, чтобы дети описали комнату, какой она им представляется в момент начала рассказа». Здесь уместно вспомнить с детьми, что события происходят не в наше время, а примерно, а в предыдущем 20 веке, примерно в 30-40 годы, перед самой войной. Нужно представить, как жили люди в то время, как выглядело их жильё. Далее обсудить, чьё описание было наиболее приближенным к тексту, ярким и легко представляемым.