Методические разработки уроков

Методические разработки уроков

В этом разделе мы разместили несколько методических разработок уроков, в которых отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, в частности вашему вниманию будут представлены разнообразные по типам уроки на деятельностностной основе. Остановимся лишь на некоторых из них, чтобы показать учителю, как сделать уроки литературного чтения наиболее разнообразными и увлекательными для школьников.

Урок № 111

Предлагаем вашему вниманию урок-исследование. Обратите внимание на организацию такого урока и те исследовательские задачи, которые ставит учитель. Рассказ А. Платонова довольно труден для восприятия младших школьников, так как в нём много тайного, скрытого смысла. Этот смысл нужно уловить в диалогах главных героев – дедушки Тита и его внука Афони. Важно обратить внимание учащихся на описания природы, чувств, мыслей и состояний главных героев и открыть их роль для обнаружения главной идеи рассказа.

Тема урока А. Платонов «Цветок на земле». Урок-исследование.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.

Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Оборудование к уроку:учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

Актуализация жизненного опыта учащихся.

- Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

- Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

- Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле».

- Сегодня мы будем знакомиться с произведением Андрея Платонова, нашего известного писателя-соотечественника. Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

- Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

- Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

- Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

III. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

- Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

IV. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.

Урок № 113

Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения.

Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь).

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.

Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося.

Ход урока

III. Подготовка к пересказу.

IV. Самостоятельная работа учащихся с текстом произведения.

Так как диалогов в тексте большое количество, а работа довольно трудная для третьеклассников, то можно предложить им сначала поработать над некоторыми кусочками текста и послушать, что получается. Привести в качестве примеров наиболее удачные варианты получившихся высказываний. Перевод диалогов в косвенную речь требует большой переработки текста, поэтому пересказ должен быть только выборочным. Поэтому предлагаем школьникам самим определиться, с каким эпизодом они будут работать. Важно сказать, что необязательно все слова героев использовать в косвенной речи, а лишь самые главные, те, которые несут основную смысловую нагрузку и передают чувства героев.

V. Взаимопроверка.

На этом этапе просим школьникам друг другу в паре рассказать то, что у них получилось, при этом каждый может пользоваться своим черновичком. После прослушивания, необходимо оценить работу товарища и дать дельные советы по усовершенствованию текста, например, как исправить повторы.

Урок 115

Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с уроком, разработанным в форме игры. Суть игры заключается в том, что дети воображают себя в гостях у главных героев рассказа Михаила Зощенко. Учащиеся мысленно воссоздают обстановку, в которой происходят события, якобы являются реальными участниками описываемых событий и благодаря этому решают определённые учебные задачи. По большому счёту урок – пример того, как можно анализ произведения сделать нескучным для младших школьников, каким образом превратить его в игру.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке школьники успели прочитать рассказ, обменяться впечатлениями о нём и перечитать его ещё раз, чтобы разделить на смысловые части, так как текст довольно большой по объёму и с такими текстами легче работать, когда они поделены на части. В качестве домашнего задания могло быть следующее: «Представить обстановку, в которой жили главные герои, описать комнату, где происходили основные события».

Поэтому начать урок лучше с того, чтобы дети описали комнату, какой она им представляется в момент начала рассказа». Здесь уместно вспомнить с детьми, что события происходят не в наше время, а примерно, а в предыдущем 20 веке, примерно в 30-40 годы, перед самой войной. Нужно представить, как жили люди в то время, как выглядело их жильё. Далее обсудить, чьё описание было наиболее приближенным к тексту, ярким и легко представляемым.

Урок № 118

Урок по произведению Николая Носова «Федина задача» мы предлагаем вам рассмотреть с той целью, чтобы понять, как работать с юмористическими произведениями. Из психологии известно, что младшие школьники не очень хорошо понимают тонкий юмор, поэтому их нужно этому учить. Как правильно организовать урок по чтению юмористического произведения, мы покажем вам на примере урока, разработанного Е.А. Лушиной и представленного ею в своём методическом пособии[1]. На наш взгляд, автору удалось правильно сориентировать учителя на более глубокое изучение произведений Н. Носова, уйти от их традиционного изучения. Поэтому содержание урока мы приводим без существенных изменений (мы постарались практически целиком сохранить авторский текст), а целевые установки урока сформулированы в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Дома школьники читали рассказ Н. Носова «Федина задача».

II. Целеполагание.

- Дома вы прочитали рассказ Николая Носова «Федина задача». Поделитесь своими впечатлениями.

- Какое настроение было у вас во время и после чтения рассказа?

- Определим настроение рассказа одним словом (прозвучат варианты, среди которых «смешное» и «весёлое»).

- Можно ли поставить между понятиями «смешное» и «весёлое» знак равенства? Всегда ли смешное весело, а весёлое – смешно? (В ходе дискуссии выясняется, что смех может быть разным: добрым и весёлым, а также грустным, едким, злым. Поэтому весёлое всегда смешно, но смешное не всегда весело).

- Нам известны уже понятия «юмор» и «сатира» в литературе? Как бы вы определили характер смешного в юмористическом и сатирическом произведении? (Если смех добрый – это юмор, сатирический смех может быть серьёзным, печальным. Этот смех нельзя назвать добродушным).

- Каков же характер смеха в рассказе Носова? (Дети высказывают противоположные предположения, отнеся рассказ к юмору или сатире).

- Перед нами проблема. Попробуем сформулировать нашу учебную задачу на этом уроке. (Понять характер смешного в рассказе Носова и определить: сатирическое это произведение или юмористическое).

- Итак, тема нашего урока такая (читает тему), задача определена, начнём работу.

- Для того, чтобы решить эту проблему, мы должны выяснить, над чем или над кем мы смеёмся, читая рассказ.

- Прочитаем рассказ вместе, анализируя текст по ходу действия.

III. Чтение и анализ.

- Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке).

- О чём это говорит? (Федя любит гулять, веселиться, он не очень любит учиться).

- Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно).

- Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).

- Сколько раз он перечитывает задачу? Почему ему не удаётся сосредоточиться? (Федя делает пять или шесть попыток дочитать условие задачи, но всё время отвлекается).

- А вам что больше нравится: концерт слушать или задачу решать? (Слушать интереснее).

- Почему же вы не делаете, как Федя? (Сначала дело, а потом развлечение).

- Что же мешает Феде? Как он думает? (Телевизор. Федя злится на телевизор).

- Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор и всё).

- Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).

- В чём ещё ошибка Феди? (Он пошёл делать уроки к товарищу с «болтливой» фамилией Сорокин. Ясно, что и там он уроки не выучит).

- Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, вот у него ничего и не получилось).

- А Федя это понимает? (Нет).

- Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).

- Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешнее, что с первых строчек читатели понимают, что Феде не удаётся догнать двух зайцев, а герой этого так и не понял).

IV. Построение выводов.

- Попробуем сформулировать основную мысль рассказа. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не ищи причину своих неудач в других – ищи в себе. Как не старайся, лень не спрячешь. Не обманывай себя, не ленись – и всё получится).

- Как вы относитесь к Феде? Осуждаете ли вы его? (Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться).

- Как относится к герою автор? Хочет ли он осудить своего героя? (Нет, автор смеётся над героем, но по-доброму, не зло).

- Можем ли мы теперь определить характер смешного в рассказе? (Смех добрый).

- Можем ли мы сказать, что нам было и смешно и весело? (Да, можем).

- Определим: юмористический это рассказ или сатирический?

- Сформулируем ещё раз, над чем мы смеялись вместе с автором. (Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Мы смеёмся над комизмом ситуации. Герой сердится на телевизор и считает, что это он мешает решить задачу, а на самом деле Федя должен злиться на себя. Он сам виноват в своих бедах. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. Комизм нарастает, становится всё смешней.)

V. Подведение итогов урока.

- Решили ли мы свою учебную задачу? (Да, решили).

- Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).

- Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные. Захотелось ли вам прочитать рассказ ещё раз?

VI. Домашнее задание.

- Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа. Задача: Прочитать так, чтобы слушатели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.

Для сильных учащихся можно дать следующее задание: Найти в рассказе причины, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить читателя.

Для остальных учащихся можно предложить дополнительно другое задание: Прочитать другие рассказы Н.Носова, выбрать один из них для представления классу. Принести книги Н.Носова.

VII. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?

- Как вы можете оценить работу класса во время анализа и обсуждения?

- Чья работа помогала классу продвигаться вперёд?

(Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки)

- Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас.

- На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.

[1] Лушина Е.А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации. – Кострома, 2003. – 174 с.

Методические разработки уроков

В этом разделе мы разместили несколько методических разработок уроков, в которых отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, в частности вашему вниманию будут представлены разнообразные по типам уроки на деятельностностной основе. Остановимся лишь на некоторых из них, чтобы показать учителю, как сделать уроки литературного чтения наиболее разнообразными и увлекательными для школьников.

Урок № 111

Предлагаем вашему вниманию урок-исследование. Обратите внимание на организацию такого урока и те исследовательские задачи, которые ставит учитель. Рассказ А. Платонова довольно труден для восприятия младших школьников, так как в нём много тайного, скрытого смысла. Этот смысл нужно уловить в диалогах главных героев – дедушки Тита и его внука Афони. Важно обратить внимание учащихся на описания природы, чувств, мыслей и состояний главных героев и открыть их роль для обнаружения главной идеи рассказа.

Наши рекомендации