Правила литературного произношения
1. В русском языке произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[á]д, д[ó]м, ст[ó]л. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называется законом редукции(от лат. reducire – сокращать).
Например, с[ъ]торона, г[ъло]ва, зол[ъ]т[ъ].
Помните, что в безударном положении (во всех безударных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы О произносится краткий (редуцированный) неясный звук. |
2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а,е,я произносится звук средний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается : язык– зык, перо–п ро, часы –ч сы.
3. Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: пед[ы]нститут, смех [ы] слезы.
При наличии паузы [и] не переходит в [ы].
4. Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слова, оглушаются – это является одним из признаков литературной речи: сне[к], рука[ф].
5. В произношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старомосковского произношения. Согласно нормам современного русского языка сочетание чн обычно так и произносится [чн]: бесконечный, посадочный.
Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах: Кузьмини[шн]а, Ильни[шн]а, а также в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]о, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой имеют двоякое произношение: порядо[чн]о, порядо[шн]о и др.
6. Какправило, заимствованные слова подчиняются современныморфоэпическим нормам русского языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями произношения звука [о] в безударных слогах ([о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]на, ко[дэ]кс.
В большинстве незаимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р’]ем, му[з’]ей, ко[ф’]е.
Вариантное произношение допускается в словах: декан, терапия, претензия, террор.
Помните, что в большинстве случаев необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются нормы произношения слов. |
Ответьте на вопросы к тексту:
1. Что означает понятие «нормасовременного русского языка»?
2. От чего зависит норма русского языка?
3. На какие типы делятся устные нормы русского языка?
4. Что означает вариативность нормы?
5. Что изучает орфоэпия?
6. Какие правила в области произношения и ударения вы знаете?
Выполните данные упражнения:
Упражнение1. Расставьте ударение в словах. Составьте с ними предложения.
Автозаводская, баржа, воздухопровод, высоко, валовой, искра, квартал, договор, диспансер, мышление, намерение, оптовый, закупорить, звонить, августовский, мусоропровод, статуя, ходатайство, христианин, мастерски, красивее, втридорога, донельзя, феерия, дефис, пломбировать.
Упражнение 2. Сгруппируйте слова, по принципу произношения звукосочетаний [чн] и [шн]:
Конечно, сливочный, яичный, Ильинична, скворечник, двоечник, отличник, булавочный, что, сказочный, стрелочник, яблочный, молочный, непорядочный, скучный, полуночник, порядочный, пустячный, прачечная, подсвечник.
Упражнение3. Образуйте от данных существительных форму множественного числа.
Инспектор, корпус, отпуск, полено, порт, профессор, шофёр, сторож, пропуск, паспорт, бухгалтер, директор, мать, год, договор, возраст, инженер, слесарь, договор, возраст, инженер, слесарь.
Упражнение 4. Составьте предложения со словами, проанализируйте роль ударения:
áтлас – атлáс; вúдение – видéние; крéдит – кредúт; харáктерный – характéрный; языкóвый – языковóй; кругóм – крýгом; острóта – остротá.
Упражнение 5. Разделите слова на 3 группы: с ударением на 1-ом слоге; с ударением на–2-ом; с ударением на– 3-ем:
Бунтовщик, танцовщик, обувщик, дьяволица, часовщик, баловница, зеленщик, квартал, столяр, начать, фабула, феномен, таинство, сажень, кухонный, аналог, банты, дефис, закупорить, балованный, звонить, каталог
Упражнение 6. Прочитайте мини-текты, правильно расставьте ударения в подчёркнутых словах:
· Посетитель долго изучал каталог, словно что-то искал. Потом он достал папку с надписью «Договоры», что-то прочитал и вынул телефон. Все думали, что он кому-то сейчас позвонит. Но он не звонил, он задумался об изобретениях.
· О чем думал будущий учёный? О русском алфавите? О необычном видении данной проблемы? О языковойнаполняемости текстов? Об обеспеченииметодической литературой? Голова у него шла кругом.
· Нам необходимо отнести ходатайство по данному вопросу. Офис находится через два квартала.
· Группа научных сотрудников беспокоилась о судьбе своего изобретения. Комиссия может его не принять, а это усугубит их дальнейшее материальное положение. В изобретение были вложены существенные денежные средства.
Упражнение 7. Составьте мини-тексты со словами, правильно расставляя в них ударение.
Вовремя, цемент, намерение, нефтепровод, кухонный, корысть, завидно, вероисповедание, тотчас, верба, углубить, христианин, приданое, эксперт.
Упражнение 8. Прочитайте данные слова. Обратите внимание на произношение (мягкое – твёрдое) согласных пред е. С выделенными словами словами составьте предложения:
агрессия берет, детектив, крем, стресс, компьютер, компетенция, пресса,тезис, тенденция, термин, декан, кофе, бассейн.
Упражнение 9. Из данного перечня слов выпишите слова, в которых на месте пропуска произносится [о]:
безнад…жный, бл…клый, горш…чный, ист…кший (год), ман…вры, недоум…нный, никч…мный, оп…ка, поим…нный., св…кла., бел..сый, ш…рстка, ист…кший (срок), ист…ший кровью, пад…ж (скота), именительный пад…ж.
Упражнение10. Составьте устное сообщение по теме:
«Нормы произношения и ударения»
В сообщении используйте слова:орфоэпия, характерный, углубить, принятый, облегчить, мастерски, вовремя, тенденция, термин, компетенция.