Интеллектуально-творческий турнир для начальной школы. РУССКИЙ ЯЗЫК. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

( 2008 – 2009 уч.г.).

№ 1.В каких словах совпадает количество звуков и букв? Подчеркните их.

Прелестный, семь, веет, ель, ракушка, разъезд, класс.

№ 2. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запиши эти предложения по правилам орфографии.

Пашолйавлэснайолкувлэссижунайэлиштопволкинисйэли

№ 3. Допиши к данным словам по два слова с таким же составом.

Стол,……………….,……………..

Верхушка,…………………..,…………………..

Поезд,………………….,………………..

№ 4. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:

лес –

горе –

мороз –

№ 5. Образуй множественное число от данных имен существительных.

профессор – инженер –

пастбище – трактор -

доктор – слесарь -

сторож - полотенце –

№ 6. Поставь ударение в словах:

поняла, квартал, каталог, звонит, торты, красивее, процент, статуя, туфлями, баловать.

№ 7. Выполни синтаксический разбор предложения. Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Дримбул латко крипетил горселенка.

№ 8. Замени данные фразеологизмы словами-синонимами:

семи пядей во лбу –

совать нос –

как снег на голову -

№ 9. Подбери к данным словам созвучные им (рифмующиеся). Сочини двустишие или четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

Биться -………….., граница -…………………, гвозди -………………., помог -……… ….,

красив -………….., смех -……………….

Интеллектуально-творческий турнир для начальной школы. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ( 2008 – 2009 уч.год).

В первом и втором турах участвуют все желающие учащиеся. В третьем туре принимают участие только те, кто в первом и втором турах вошли в “десятку” лучших. В первом туре ученики заполняют карточку, вставляя букву правильного ответа. По количеству правильных ответов определяются победители первого тура. Во втором и третьем турах дети отвечают на вопросы, комментируя свои ответы. Данная олимпиада дает возможность детям раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности; развивает интерес к учебе и уверенность в своих силах; создает для одаренных детей атмосферу радости и праздника. 1 тур

Что можно отнести к устному народному творчеству?

А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды Б) сказки, анекдоты, летописи.
В) летописи, авторские произведения Г) рассказы, скороговорки, сказки

Укажи, какое произведение не относится к XX веку.

А) Н. Матвеева “Лето”

Б) А. Майков “Утро”

В) Б. Заходер “Дождик”

Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина

“А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее”

А) царевна

б) Елисей

в) зеркальце

г) царица

После какого “щелчка лишился поп языка”?

А) первого

б) второго

в) четвертого

г) третьего

Сколько раз ходил старик к морю с приказами и просьбами старухи?

А) три

б) пять

в) семь

г) четыре

В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?

А) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Петербургский университет

Кто написал строки о наступлении весны?

“Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…”

А) А. А. Фет

б) Ф. И. Тютчев

в) И. С. Никитин

г) И. А. Бунин

Сколько лет “сиднем сидел” Илья Муромец”?

А) 21 год

б) 50лет

в) 7 лет

г) 33 года

Кого из богатырей князь Владимир посылал в ханскую землю?

А) Илью Муромца

б) Тугарина

в) Добрыню Никитича

г) Алешу Поповича

10. Какому жанру соответствуют признаки:краткий рассказ, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки. Персонажи- животные?

А) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

Какое произведение не принадлежит Н. Н. Носову?

А) "Веселая семейка"

б) "Фантазеры"

в) "Два друга"

г) "Корзина с еловыми шишками"

12. Какому жанру соответствуют признаки:Наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?

А) былина

б) сказка

в) басня

г) роман

13. Дворец Кощея Бессмертного был из:

а) золота

б) малахита

в) карбункула

г) железа

Сколько было лет П. П. Ершову, когда он написал сказку “Конёк-Горбунок”?

а) 18

б) 19

в) 23

г) 33

Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

Тур

1. Соедини правильно автора и его произведение:



А. Милн Карлик Нос
Г. Х. Андерсен. Винни-Пух и все-все-все
Ф. Зальтен Пеппи Длинныйчулок
Ш. Перро Бемби.
Х. К. Андерсен Муха -Цокотуха
В. Гауф Дюймовочка
К. Чуковский Снежная королева
А. Лингрен Ослиная шкура

2. Подчеркните лишнее слово в каждой строке:

а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Джим Хокинс, Смоллетт, Робинзон Крузо, Ливси, Трелони, Джон Сильвер

в) Д. Дефо, Р. Киплинг, Р. Стивенсон, Э. Распэ, Д. Свифт,

г) Гадкий утёнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

д) К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер, Л. Кэрролл, С. Михалков

3. Определи жанры произведений:

“Квартет” - __________________________

“Спящая царевна” - ________________________

“Мы с приятелем” - ________________________

“Тимур и его команда” - ________________________

“Мишкина каша” - ___________________________

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро “Красная ________________________”

Рассказ В. Бианки “Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой “Синие ______________________”

Рассказ А. Куприна “Белый _________________________”

Сказ. повесть А. Волкова “Желтый _________________________”

Сказка Ш. Перро “Синяя _______________________”

5. Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

а) “Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове. Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все препятствия” ______________________________________________________

б) “Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты автором, остальные мальчиками, учившимися вместе с ним. Один герой списан с натуры, другой представлял собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых знал автор” __________________________________________________________

в) “Юный капитан не останавливаясь ни перед какими трудностями и рискуя на каждом шагу жизнью, спасает от неминуемой смерти беззащитных друзей. ___________________________

6. Какому жанру соответствуют признаки:

Короткие рифмованные фразы, цель- подразнить, обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера _________________________

Повествовательность, небольшой объем, небольшое число героев, описание одного эпизода _____________________________________

7. Назови героев Былин :

А) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской -___________________

Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя - __________

В) Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды -_______________

Г) Защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе - _______________

8. Восстановите повторы из сказок:

жили - … путь - …
бить - … хлеб - …
чудо - … царство - …

Тур

1. Найди и подчеркни образные выражения:

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…(Ф. Тютчев)

2. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Сказка о потерянном времени
Н. Некрасов Винни-Пух и все-все-все
В. Губарев Маленький принц
А. Толстой Королевство кривых зеркал
С. Я. Маршак Приключения капитана Врунгеля
А. де Сент-Экзюпери Праздник непослушания
А. Некрасов Золотой ключик
А. Милн Кузька
Е. Шварц Дедушка Мазай и зайцы
В Александрова Кошкин дом

Наши рекомендации