Сборник занятий для 4-го класса.

Занятие № 1 1. Мышление. o Простые аналогиии. o Числовые ряды. 2. Графический диктант. Занятие № 2 1. Мышление, анализ. o Слово трансформер 2. Восприятие, анализ текстов. o “Что изменилось?” 3. Графический диктант Занятие № 3 1. Мышление, анализ, сравнение. o “Изменения” o “Главное сходство” 2. Словарное развитие, восприятие. o “Что в мешочке?” Занятие № 4 1. Мышление. o Простые аналогии, занятие № 1, упр 1а o Числовые ряды, занятие № 1, упр 1б 2. Восприятие, анализ текстов. o “Что изменилось?”, занятие № 2, упр 2 Занятие № 5 1. Словарное развитие, восприятие. o “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2 2. Мышление, анализ. o “Найди пару” 3. Восприятие, избирательность. o “Заданная фигура” Занятие № 6 1. Память, внимание, избирательность. o “Выбери и запомни” 2. Мышление, анализ, сравнение, логика. o “Изменения”, занятие № 3, упр. 1а. 3. Логические задачи Занятие № 7 1. Мышление, классификация, анализ. o Сложные аналогии o “Загадай слово” 2. Восприятие, избирательность. o “Заданная фигура”, занятие № 5, упр. 3 Занятие № 8 1. Память, внимание, избирательность. o “Выбери и запомни”. занятие № 6, упр. 1 2. Мышление, анализ. o “Найди пару”, занятие № 5, упр.2 3. Восприятие, анализ текстов. o “Что изменилось?”, занятие № 2, упр. 2 Занятие № 9 1. Словарное развитие, восприятие. o “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2 2. Мышление, анализ, классификация. o “Главное отличие” o “Собери в группы” Занятие № 10 1. Словарное развитие, мышление, абстрагирование. o “Неизвестный предмет” 2. Память, внимание, избирательность. o “Выбери и запомни”, занятие № 6, упр. 1 3. Графический диктант. Занятие № 11 1. Мышление, классификация, анализ. o Сложные аналогии, занятие № 7, упр. 1 2. Воображение o “Свойства наоборот” 3. Восприятие. o “Контуры” Занятие № 12 1. Мышление, анализ, классификация. o “Собери в группы”, занятие № 9, упр. 2б 2. Память, внимание, избирательность. o “Выбери и запомни”, занятие № 6, упр. 1 3. Словарное развитие, восприятие. o “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2 Занятие № 13 1. Словарное развитие, мышление, абстрагирование. o “Неизвестный предмет”, занятие № 10, упр. 1 2. Мышление, анализ. o “Главное сходство и отличие” 3. Слово трансформер, занятие № 2, упр. 1 Занятие № 14 1. Мышление, анализ текста. o “Вопросы к задаче” 2. Словарное развитие, мышление, абстрагирование. o “Неизвестный предмет”, занятие № 10, упр. 1 3. Графический диктант Занятие № 15 1. Восприятие. o “Контуры”, занятие № 11. упр. 3 2. Мышление, классификация, анализ. o Сложные аналогии, занятие № 7, упр. 1а o “Лишнее в условии” Занятие № 16 1. Мышление, анализ. o “Какой по сравнению?” 2. Словарное развитие, мышление, абстрагирование. o “Неизвестный предмет”, занятие № 10, упр. 1 3. Графический диктант Занятие № 17 1. Мышление, анализ. o “Главное сходство и отличие”, занятие № 13, упр. 2а 2. Словарное развитие, восприятие. o “Что в мешочке?”, занятие № 3, упр. 2 3. Восприятие, избирательность. o “Заданная фигура”, занятие № 5, упр. 3 Занятие № 18 1. Мышление, логика, сравнение. o Логические задачи o “Какой по сравнению?”, занятие № 16, упр. 1 2. Воображение o “Свойства наоборот”, занятие № 11, упр. 2 Занятие № 19 1. Мышление, анализ. o “Добавь в условие” o “Загадай слово”, занятие № 7, упр. 1б. 2. Воображение o “Свойства наоборот”, занятие № 11, упр. 2. Занятие № 20 1. Развитие речи, мышление, сравнение. o “Парные картинки” 2. Восприятие. o “Контуры”, занятие № 11. упр. 3 3. Мышление, анализ, сравнение, логика. o “Изменения”, занятие № 3, упр. 1а. Занятие № 21 1. Анализ текста. o “Факты” 2. Мышление. o “Загадай слово”, занятие № 7, упр. 1б. Занятие № 22 1. Мышление, логика, сравнение. o “Логический поезд” 2. Развитие речи. o “Лесенка” 3. Мышление, анализ. o “Добавь в условие”, занятие № 19, упр. 1 Занятие № 23 1. Развитие речи, мышление, сравнение. o “Парные картинки”, занятие № 20, упр. 1 2. Мышление, анализ. o “Какой по сравнению?”, занятие № 16, упр. 1 3. Восприятие, избирательность. o “Заданная фигура”, занятие № 5, упр. 3 Занятие № 24 1. Память, наблюдательность. o “Художник” 2. Мышление, анализ o Ребусы 3. Развитие речи. o “Лесенка”, занятие № 22, упр. 2 Занятие № 25 1. Анализ текста. o “Факты”, занятие № 21, упр. 1 2. Развитие речи. o “Мостики” 3. Графический диктант. Занятие № 26 1. Восприятие, внимание. o “Найди слова” 2. Мышление, анализ o Ребусы 3. Память, наблюдательность. o “Художник”, занятие № 24, упр. 1 Занятие № 27 1. Воображение. o “Способы применения” 2. Мышление. o “Сортировка” 3. Развитие речи. o “Лесенка”, занятие № 22, упр. 2 Занятие № 28 1. Развитие речи. o “Мостики”, занятие № 25, упр. 2 2. Восприятие, внимание. o “Найди слова”, занятие № 26, упр. 1 3. Мышление o Логические задачи Занятие № 29 1. Планирование деятельности o “Инструкция для…” 2. Мышление. o “Сортировка”, занятие № 27, упр. 2 3. Развитие речи. o “Мостики”, занятие № 25, упр. 2 Занятие № 30 1. Мышление. o Логические задачи 2. Воображение. o “Способы применения”, занятие № 27, упр. 1 3. Восприятие, внимание. o “Найди слова”, занятие № 26, упр. 1 I. Мышление.
  • Анализ текстов
  • Логика
  • Сравнение
  • Классификация
II. Развитие речи III. Восприятие К занятию № 1, упр. 1а. Дается пара слов находящихся в определенной связи друг с другом. Для третьего слова надо выбрать такое из данных слов, чтобы сохранялась связь, аналогичная первой паре. Пример: сборник занятий для 4-го класса. - student2.ru Упр. 1б. Даны ряды чисел, изменяющиеся в определенной последовательности. Надо продолжить ряды. Пример: 2, 4, 6, 8, 10 … 1, 4, 7, 10 … и т. д. Упр. 2. Составляют и читают сами. К занятию № 2, упр. 1. Из заданного слова составить другие слова. Упр. 2. Даны два небольших текста, одинаковых по содержанию. В одном из текстов некоторые слова заменены на синонимы, изменены построения фраз. Надо найти изменения, кто быстрее.     К занятию № 3, упр. 1а. На бланке расположены 9 фигур в 3 ряда, по 3 в каждом ряду. В каждом из рядов у фигур изменяются элементы по определенной закономерности. Нужно найти эту закономерность и объяснить. Упр. 1б. Сравнить 2 понятия, выделив главное сходство. Поговорить о том, что значит главное сходство. Упр. 2. В небольшом мешочке находятся различные предметы. В мешочек просовывается рука, и, не вынимая руки, нужно описать предмет, чтобы его угадали слушатели и сам водящий. К занятию № 5, упр. 2. Задается пара слов, находящихся в определенной связи. Нужно придумать свои пары слов по аналогии с заданной. Пример: земля – небо (пол – потолок, огонь – вода, чёрное – белое, трус – смельчак и т. д.) Упр. 3. На бланке в таблице среди множества фигур найти и отметить только заданную и подсчитать количество. К занятию № 6, упр. 1. Диктуются наборы слов (7 – 10) среди которых необходимо запомнить слова, объединенные каким-либо признаком. Пример: рука, корова, голова, хлеб, сарай, нос, рыба, книга, нога, береза, огонь. Упр. 2б. Даются простые логические задачи, которые нужно решить при помощи рисуночного метода.   К занятию № 7упр. 1а. Дается несколько пар слов, находящихся в определенной зависимости и обозначенных цифрами. Нужно классифицировать другие пары слов, сравнивая их взаимосвязи с вышеперечисленными и обозначить цифрами. Пример:
1. Озеро – море 2. Кирпич – дом 3. Небо – земля черное – белое – 3 луг – степь – 1 огонь – вода – 3 доска – забор – 2 деревня – город – 1

Упр. 1б. Загадывается слово (предмет), нужно путем вопросов отгадать слово. Поговорить об обобщающих вопросах, о “хороших” вопросах, сужающих круг поисков и “плохих”, не дающих информации.





К занятию № 9, упр. 2а. Дается пара слов, найти 1-2 главных отличия. Что значит главное отличие?

Упр. 2б. Заданные слова распределить по группам разными способами.

К занятию № 10, упр. 1. Описать предмет так, как будто видишь его в первый раз и не знаешь о его назначении.

К занятию № 11, упр. 2. К названиям известных предметов добавляется приставка не-, нужно придумать для чего могли бы служить такие предметы. Например: Нелампочка служит для установления темноты.

Упр. 3. На бланке нарисованы переплетенные контуры предметов, кто быстрее обнаружит все предметы.

К занятию № 13, упр. 2. Сравнить 2 предмета, выделить по 1 – 2 главных сходства и отличия.

К занятию № 14, упр. 1. Предлагается текст небольшой простой задачи. Нужно придумать как можно больше вопросов для разных вариантов решения

Упр. 2. Один из учеников читает свое описание предмета вслух, стоя спиной к доске. Другой ученик на доске изображает описываемый предмет. Задача – описание должно совпасть с рисунком предмета и его действительным видом.

К занятию № 15, упр. 2б. Предлагаются задачи с условиями, в которых есть лишние данные. Кто быстрей найдет.

К занятию № 16, упр. 1. Выбрать предмет и сравнивается с любыми предметами в классе по схеме. Пример:

Предмет по сравнению с ... Доской Стеклом Мячом
Ластик Мягкий Непрозрачный Плоский

К занятию № 19, упр. 1. Предлагаются задачи с условиями, в которых не хватает данных для решения.

I. Память

II. Восприятие

III. Развитие речи

IV. Организация деятельности

К занятию № 20, упр. 1. Используются 2 набора одинаковых картинок. Группа детей делится пополам, каждой группе раздаются по 1-му набору картинок (1-2 картинки в руки). Дети из первой группы по очереди описывают

1 свою картинку дети из второй группы стараются по описанию определить есть ли у них эта картинка. Затем группы меняются.

К занятию № 21, упр. 1. На доске записываются высказывания в виде вопросов: Правда ли что…? Раздаются тексты, нужно прочитать и подтвердить или опровергнуть высказывания. Необходимые факты выделяются в тексте или выписываются отдельно. Прежде необходимо выработать с детьми алгоритм работы по примеру задания – “Составь инструкцию”.

К занятию № 22, упр. 1. Выбрать 5-10 слов не связанных по смыслу и составить из них цепочку, связывая друг с другом по сходствам каждой рядом стоящей пары.

Упр. 2. Дается набор слов, в которых все буквы кроме одной заменены. Вместо пропусков нужно поставить буквы, чтобы получилось слово. Пример: М - - , М - - - , М - - - -, М - - - - -. и т. д.

К занятию № 24, упр. 1. Выбрать 2-х учеников, один из выбранных – “художник”, другой – “натурщик”. “Художник” внимательно смотрит на “натурщика”, старается запомнить его внешность. Затем отворачивается и по памяти описывает его как можно точнее.

К занятию № 25, упр. 2. Ведущий показывает 2 картинки, нужно придумать слово, которое может служить как бы “мостиком” между ними. Отвечают по очереди, ответ обязательно обосновать. Пример: Гусь и Дерево

Взлететь – гусь взлетел на дерево; Вырезать – из дерева вырезали гуся и т. д.

К занятию № 26, упр. 1. На бланке или доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся слово. Пример: зубр, волк, столб, полк, корова, смех, убор, школа

К занятию № 27, упр. 1. Ведущий называет предмет, нужно назвать как можно больше способов применения данного предмета.

Упр. 2. Дается набор понятий нужно распределить их в таблицу по категориям. Перед этим поговорить о категориях, привести примеры. Пример:

Узкое понятие Среднее понятие Широкое понятие
Парта Стол Мебель

К занятию № 29, упр. 1. Попросить учащихся написать инструкции, последовательности для выполнения какого-либо учебного задания. Проанализировать их эффективность и продуманность.

Подготовительным этапом в работе является диагностика учащихся 3 классов, проводимая по предложенной форме тестов.. Это тестирование направлено на выявление учащихся с высоким уровнем развития логического мышления, умением нестандартно мыслить. По результатам диагностических исследований учителя и психолога формируются группы для дальнейшей работы. Приводим примеры диагностических исследований.

Наши рекомендации