Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную зада­чу урока; писать и оценивать записанный текст с точки зрения пункту­ационной грамотности; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (рубрика «Проверь себя»). Самооценка правильности выполненных заданий.

2. Работа над ошибками, допущенными в изложении (оценка содержания работы, ошибки в выборе слов, в постро­ении предложений, их оформлении на письме, последова­тельности изложения материала, орфографии написанного).

3. Проверочные диктанты (на выбор учителя).

Заботливая мама

У крыльца Алёша увидел ёжика. Мальчик взял его в ру­ки, погладил по мягким иголкам. Бабушка угостила зверь­ка молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и ежат. Ежи­ха принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторо­нам. Мать искала малыша. Алёша принёс ежонка, береж­но опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устреми­лась в кусты. За ежихой покатились ежата. (54 слова)

Слова для справок: устремилась, увидел, принюхи­валась,ежонок (учитель проговаривает слова по слогам).

Задания: найти предложения с однородными второсте­пенными членами; подчеркнуть главные члены, обвести в кружок второстепенные члены.

Конец августа

Лето кончалось. В зелёной листве берёз появились жёлтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жуч­ков и червячков. Ласточки носились над лугом и над речкой, охотились за мошками и комарами.

В воскресенье денёк выдался тёплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. (67 слов)

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок: кончалось, опавшие.

Задания: найти предложения с однородными подлежа­щими. подчеркнуть в каждом из них основу предложения.

4. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Чему учились на уроке? Какими достижениями остались до­вольны?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (рубрика «Проверь себя», с. 40, задание 4) и в «Рабочей тетради» (упр. 56, 57).

ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч)

Задача повторения данной темы состоит в том, чтобы совершен­ствовать у младших школьников умения определять части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи.

Известно, что все слова русского языка распределяются по лексико-грамматическим разрядам. Отнесение слова к той или иной части речи происходит на основе таких характерных черт, как семантика (обобщён­ное лексическое значение предмета, признака, действия и др.), морфо­логические (грамматические) признаки (род, число, время, лицо и др.), синтаксическая функция (роль в предложении). В школьной практике обычно сопоставление частей речи проводится по такому плану: 1) Что означает часть речи? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Какие имеет по­стоянные свойства? 4) Как изменяется? 5) Каким членом предложения чаще всего бывает?

Трудности определения частей речи заключаются в том, что грам­матические понятия абстрактны по своей природе, сложны, ибо их при­знаками являются тоже грамматические понятия; ряду частей речи при­сущи одинаковые признаки. Так, категория числа присуща имени суще­ствительному, имени прилагательному, глаголу и эти части речи изменя­ются по числам. Категория рода является постоянным признаком имени существительного: имена существительные относятся к мужскому роду, или женскому роду, или среднему роду. В форме единственного числа изменяются по родам имена прилагательные, глаголы прошедшего времени, местоимения 3-го лица. Категория времени присуща глаголу, гла­голы изменяются по временам. Категория падежа является характерным признаком для имени существительного, имени прилагательного, име­ни числительного, местоимения. Эти части речи изменяются по паде­жам (склоняются) и т. д.

При определении частей речи необходимо ориентировать учащихся на совокупность существительных признаков (смысловых, морфологиче­ских, синтаксических). Приведём пример одного из возможных вариан­тов рассуждений учеников при распознавании частей речи и определе­нии их признаков в предложении Светит яркое солнце.

Светит — слово обозначает действие предмета (солнца), отвечает на вопрос что делает? — это глагол. У глагола светит можно опре­делить время (наст. вр.), число (ед. ч.). Этот глагол изменяется по вре­менам (светит, светил, будет светить), по числам (светит — светят). В предложении является сказуемым.

Яркое — слово обозначает признак предмета (солнца), связано по смыслу со словом солнце (солнце (какое?) яркое), отвечает на вопрос какое? — это имя прилагательное. У имени прилагательного яркое мож­но определить род (ср. р.), число (ед. ч.), падеж (И. п.). Это имя прилага­тельное изменяется по родам (яркое солнце, яркий свет, яркая краска), по числам (яркое — яркие), по падежам. В предложении слово яркое поясня­ет подлежащее (солнце), является второстепенным членом предложения.

Солнце — слово обозначает предмет, отвечает на вопрос что? — это имя существительное. Имя существительное солнце относится к средне­му роду. Можно определить число (ед. ч.), падеж (И. п.). Это слово упо­требляется только в одном числе, но изменяется по падежам. В пред­ложении является подлежащим.

Упражнения учебника способствуют совершенствованию навыка определения частей речи по их существенным признакам, учат сравни­вать, сопоставлять части речи, осознавать роль и значение частей речи в нашем языке.

Новым в данной теме для учащихся будет ознакомление с наречием как частью речи. Наречие отличается от других частей речи. Это нескло­няемые, неспрягаемые и несогласуемые слова, примыкающие к глаголу, к категории состояния, к именам существительным и производным от них (например, к тем же наречиям)[5].

Ученики получают первое представление о некоторых специфиче­ских признаках наречия: 1) обозначает признак действия; 2) отвечает на вопросы как? (хорошо), где? (вдали), куда? (вправо), откуда? (снизу), когда? (сейчас); 3) не изменяется, т. е. не склоняется (сле­дует учитывать данный признак при разборе слова-наречия по составу, так как у наречий нет окончания); 4) относится к глаголу, поясняет его; 5) в предложении является второстепенным членом. Упражнения учеб­ника направлены на ознакомление с признаками наречия, на развитие умений определять наречия, осознавать роль наречий в предложении, на овладение умением употреблять наречия в предложении. Ученики в процессе работы с упражнениями усваивают правописание наиболее рас­пространённой группы наречий. Упражнения, представленные в данной теме, могут быть использованы при повторении частей речи (частично), в процессе изучения частей речи, а также на этапе обобщения и систе­матизации языкового материала в конце учебного года.

УРОК 1 (34)

Работа над ошибками, допущенными учащимися в из­ложении. Повторение и уточнение представлений о ча­стях речи

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов; анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщение; подбирать примеры изученных частей речи; изучать грам­матические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи; различать части речи на основе изученных при­знаков; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Работа над ошибками, допущенными учащимся при написании изложения.

2. Чтение раздела «Части речи», задачи урока: «Что такое части речи?», определение целей урока.

3. Воспроизведение знаний о частях речи (самостоятель­ных и служебных): рубрика «Вспомните!» (учебник, с. 67).

4. Упражнение в распознавании изученных частей речи, определении роли самостоятельных и служебных частей речи в предложении (учебник, упр. 111): чтение предложений, определение, к каким частям речи отно­сятся выделенные слова: к самостоятельным или служеб­ным. Чтение предложений без служебных слов. Опреде­ление роли служебных слов в предложениях. Запись под диктовку любого предложения из упражнения.

5. Упражнение в подборе пропущенных предлогов и союза (учебник, упр. 112). Определение в предложениях имён числительных и их роли в предложениях. Объясне­ние написания слов двенадцать, четырнадцать.

6. Обобщение знаний по таблице «Самостоятельные части речи» (учебник, с. 68), выполнение устных и пись­менных заданий (учебник, упр. 113).

7. Воспроизведение знаний о морфологических при­знаках частей речи по таблице «Грамматические призна­ки частей речи» (учебник, с. 69) и выполнение заданий учебника (упр. 115).

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие части речи вы знаете? По каким признакам их можно различить?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 114, 116, пись­менное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 104, 105).

УРОК 2 (35)

Части речи: имя существительное, имя прилагатель­ное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение)

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную за­дачу урока; различать части речи на основе изученных признаков; классифицировать слова по частям речи на основе изученных призна­ков; определять изученные признаки частей речи; подбирать примеры изученных частей речи; составлять рассказ о достопримечательностях своего города; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Грамматическая раз­минка: «Какие морфологические признаки можно опреде­лить у выделенных слов (учебник, упр. 116)?» Возмож­ный вариант ответа: гуляют — это глагол, обозначает действие предметов (солнца, звёзд, луны), отвечает на вопрос что делают?; можно определить число глагола (мн. ч.), время (наст. вр.). Глагол гуляют изменяется по числам и временам, в предложении является сказуемым. Чудную — это имя прилагательное, обозначает признак предмета (картины), отвечает на вопрос какую?, мож­но определить число имени прилагательного (ед. ч.), род (ж. р.), это имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе по родам, в предложении является второстепенным членом. Я — это личное местоимение, 1-го лица, единственного числа, в предложении является подлежащим. Картину — это имя существительное, обо­значает предмет, отвечает на вопрос ч т о?; это имя су­ществительное нарицательное, неодушевлённое, женско­го рода, стоит в единственном числе, в винительном па­деже; изменяется по числам и падежам. И др.

2. Постановка познавательной задачи урока: «По ка­ким грамматическим признакам можно различить части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)?», определение це­лей урока.

3. Упражнение в распознавании частей речи и опреде­лении их грамматических признаков (учебник, упр. 117). Составление из слов предложений-пословиц, определе­ние их смысла. Запись любой составленной пословицы. Проверка: каждый ученик выбирает своё слово из запи­санного предложения и определяет его грамматические признаки как части речи. Нахождение в тексте одной из пословиц фразеологизма (бить баклуши), подбор к нему синонима (бездельничать).

4. Упражнение в определении частей речи среди омо­нимичных форм слов (учебник, упр. 118). Запись перво­го предложения из предложений 3-й группы, разбор его по членам предложения и определение, какими частями речи выражен каждый член предложения.

5. Создание словесного рисунка к предложению (учеб­ник, упр. 119), определение в предложении слов, исполь­зуемых автором в переносном значении, определение роли имён прилагательных в поэтических строках. Письмо по памяти предложения и самопроверка написанного, опре­деление рода имён существительных и имён прилагатель­ных в предложении.

6. Упражнение в определении собственных имён су­ществительных и воспроизведении правила их написа­ния. Работа с упр. 120, выполнение устных заданий. (Данный текст формирует представление о национальных ценностях нашей страны и бережном к ним отношении.) Обсуждение: «Есть ли в вашем городе древние памятни­ки? Что вы о них знаете?»

7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какова роль частей речи в нашем языке? По каким признакам вы их различали?»

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 120, письменное за­дание; по желанию составить текст о любом древнем памят­нике города (посёлка) и «Рабочей тетради» (упр. 106—109).

УРОК 3 (36)

Наши рекомендации