Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; писать и оценивать записанный текст с точки зрения пунктуационной грамотности; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (рубрика «Проверь себя»). Самооценка правильности выполненных заданий.
2. Работа над ошибками, допущенными в изложении (оценка содержания работы, ошибки в выборе слов, в построении предложений, их оформлении на письме, последовательности изложения материала, орфографии написанного).
3. Проверочные диктанты (на выбор учителя).
Заботливая мама
У крыльца Алёша увидел ёжика. Мальчик взял его в руки, погладил по мягким иголкам. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и ежат. Ежиха принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алёша принёс ежонка, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата. (54 слова)
Слова для справок: устремилась, увидел, принюхивалась,ежонок (учитель проговаривает слова по слогам).
Задания: найти предложения с однородными второстепенными членами; подчеркнуть главные члены, обвести в кружок второстепенные члены.
Конец августа
Лето кончалось. В зелёной листве берёз появились жёлтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом и над речкой, охотились за мошками и комарами.
В воскресенье денёк выдался тёплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. (67 слов)
(По Г. Скребицкому)
Слова для справок: кончалось, опавшие.
Задания: найти предложения с однородными подлежащими. подчеркнуть в каждом из них основу предложения.
4. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Чему учились на уроке? Какими достижениями остались довольны?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (рубрика «Проверь себя», с. 40, задание 4) и в «Рабочей тетради» (упр. 56, 57).
ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч)
Задача повторения данной темы состоит в том, чтобы совершенствовать у младших школьников умения определять части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи.
Известно, что все слова русского языка распределяются по лексико-грамматическим разрядам. Отнесение слова к той или иной части речи происходит на основе таких характерных черт, как семантика (обобщённое лексическое значение предмета, признака, действия и др.), морфологические (грамматические) признаки (род, число, время, лицо и др.), синтаксическая функция (роль в предложении). В школьной практике обычно сопоставление частей речи проводится по такому плану: 1) Что означает часть речи? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Какие имеет постоянные свойства? 4) Как изменяется? 5) Каким членом предложения чаще всего бывает?
Трудности определения частей речи заключаются в том, что грамматические понятия абстрактны по своей природе, сложны, ибо их признаками являются тоже грамматические понятия; ряду частей речи присущи одинаковые признаки. Так, категория числа присуща имени существительному, имени прилагательному, глаголу и эти части речи изменяются по числам. Категория рода является постоянным признаком имени существительного: имена существительные относятся к мужскому роду, или женскому роду, или среднему роду. В форме единственного числа изменяются по родам имена прилагательные, глаголы прошедшего времени, местоимения 3-го лица. Категория времени присуща глаголу, глаголы изменяются по временам. Категория падежа является характерным признаком для имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения. Эти части речи изменяются по падежам (склоняются) и т. д.
При определении частей речи необходимо ориентировать учащихся на совокупность существительных признаков (смысловых, морфологических, синтаксических). Приведём пример одного из возможных вариантов рассуждений учеников при распознавании частей речи и определении их признаков в предложении Светит яркое солнце.
Светит — слово обозначает действие предмета (солнца), отвечает на вопрос что делает? — это глагол. У глагола светит можно определить время (наст. вр.), число (ед. ч.). Этот глагол изменяется по временам (светит, светил, будет светить), по числам (светит — светят). В предложении является сказуемым.
Яркое — слово обозначает признак предмета (солнца), связано по смыслу со словом солнце (солнце (какое?) яркое), отвечает на вопрос какое? — это имя прилагательное. У имени прилагательного яркое можно определить род (ср. р.), число (ед. ч.), падеж (И. п.). Это имя прилагательное изменяется по родам (яркое солнце, яркий свет, яркая краска), по числам (яркое — яркие), по падежам. В предложении слово яркое поясняет подлежащее (солнце), является второстепенным членом предложения.
Солнце — слово обозначает предмет, отвечает на вопрос что? — это имя существительное. Имя существительное солнце относится к среднему роду. Можно определить число (ед. ч.), падеж (И. п.). Это слово употребляется только в одном числе, но изменяется по падежам. В предложении является подлежащим.
Упражнения учебника способствуют совершенствованию навыка определения частей речи по их существенным признакам, учат сравнивать, сопоставлять части речи, осознавать роль и значение частей речи в нашем языке.
Новым в данной теме для учащихся будет ознакомление с наречием как частью речи. Наречие отличается от других частей речи. Это несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова, примыкающие к глаголу, к категории состояния, к именам существительным и производным от них (например, к тем же наречиям)[5].
Ученики получают первое представление о некоторых специфических признаках наречия: 1) обозначает признак действия; 2) отвечает на вопросы как? (хорошо), где? (вдали), куда? (вправо), откуда? (снизу), когда? (сейчас); 3) не изменяется, т. е. не склоняется (следует учитывать данный признак при разборе слова-наречия по составу, так как у наречий нет окончания); 4) относится к глаголу, поясняет его; 5) в предложении является второстепенным членом. Упражнения учебника направлены на ознакомление с признаками наречия, на развитие умений определять наречия, осознавать роль наречий в предложении, на овладение умением употреблять наречия в предложении. Ученики в процессе работы с упражнениями усваивают правописание наиболее распространённой группы наречий. Упражнения, представленные в данной теме, могут быть использованы при повторении частей речи (частично), в процессе изучения частей речи, а также на этапе обобщения и систематизации языкового материала в конце учебного года.
УРОК 1 (34)
Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов; анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщение; подбирать примеры изученных частей речи; изучать грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи; различать части речи на основе изученных признаков; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Работа над ошибками, допущенными учащимся при написании изложения.
2. Чтение раздела «Части речи», задачи урока: «Что такое части речи?», определение целей урока.
3. Воспроизведение знаний о частях речи (самостоятельных и служебных): рубрика «Вспомните!» (учебник, с. 67).
4. Упражнение в распознавании изученных частей речи, определении роли самостоятельных и служебных частей речи в предложении (учебник, упр. 111): чтение предложений, определение, к каким частям речи относятся выделенные слова: к самостоятельным или служебным. Чтение предложений без служебных слов. Определение роли служебных слов в предложениях. Запись под диктовку любого предложения из упражнения.
5. Упражнение в подборе пропущенных предлогов и союза (учебник, упр. 112). Определение в предложениях имён числительных и их роли в предложениях. Объяснение написания слов двенадцать, четырнадцать.
6. Обобщение знаний по таблице «Самостоятельные части речи» (учебник, с. 68), выполнение устных и письменных заданий (учебник, упр. 113).
7. Воспроизведение знаний о морфологических признаках частей речи по таблице «Грамматические признаки частей речи» (учебник, с. 69) и выполнение заданий учебника (упр. 115).
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие части речи вы знаете? По каким признакам их можно различить?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 114, 116, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 104, 105).
УРОК 2 (35)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение)
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; различать части речи на основе изученных признаков; классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков; определять изученные признаки частей речи; подбирать примеры изученных частей речи; составлять рассказ о достопримечательностях своего города; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Грамматическая разминка: «Какие морфологические признаки можно определить у выделенных слов (учебник, упр. 116)?» Возможный вариант ответа: гуляют — это глагол, обозначает действие предметов (солнца, звёзд, луны), отвечает на вопрос что делают?; можно определить число глагола (мн. ч.), время (наст. вр.). Глагол гуляют изменяется по числам и временам, в предложении является сказуемым. Чудную — это имя прилагательное, обозначает признак предмета (картины), отвечает на вопрос какую?, можно определить число имени прилагательного (ед. ч.), род (ж. р.), это имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе по родам, в предложении является второстепенным членом. Я — это личное местоимение, 1-го лица, единственного числа, в предложении является подлежащим. Картину — это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о?; это имя существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, стоит в единственном числе, в винительном падеже; изменяется по числам и падежам. И др.
2. Постановка познавательной задачи урока: «По каким грамматическим признакам можно различить части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)?», определение целей урока.
3. Упражнение в распознавании частей речи и определении их грамматических признаков (учебник, упр. 117). Составление из слов предложений-пословиц, определение их смысла. Запись любой составленной пословицы. Проверка: каждый ученик выбирает своё слово из записанного предложения и определяет его грамматические признаки как части речи. Нахождение в тексте одной из пословиц фразеологизма (бить баклуши), подбор к нему синонима (бездельничать).
4. Упражнение в определении частей речи среди омонимичных форм слов (учебник, упр. 118). Запись первого предложения из предложений 3-й группы, разбор его по членам предложения и определение, какими частями речи выражен каждый член предложения.
5. Создание словесного рисунка к предложению (учебник, упр. 119), определение в предложении слов, используемых автором в переносном значении, определение роли имён прилагательных в поэтических строках. Письмо по памяти предложения и самопроверка написанного, определение рода имён существительных и имён прилагательных в предложении.
6. Упражнение в определении собственных имён существительных и воспроизведении правила их написания. Работа с упр. 120, выполнение устных заданий. (Данный текст формирует представление о национальных ценностях нашей страны и бережном к ним отношении.) Обсуждение: «Есть ли в вашем городе древние памятники? Что вы о них знаете?»
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какова роль частей речи в нашем языке? По каким признакам вы их различали?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 120, письменное задание; по желанию составить текст о любом древнем памятнике города (посёлка) и «Рабочей тетради» (упр. 106—109).
УРОК 3 (36)