III. Жанровое своеобразие творчества Булгакова.
Учитель.В 1921 году Булгаков окончательно осознает, что он литератор. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, начинающий писатель оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».Эти слова находим в «Записках на манжетах» – книге, которая воспринимается как писательская автобиография. В основе книги – любимая мысль автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. Эта мысль пронизывает произведения, посвященные данной теме.
Плодотворно работает Булгаков в жанре романа.
Учащийся делает обзор исторического романа «Белая гвардия».
Учитель.В этом романе авторская позиция находится над схваткой: красные и белые не сталкиваются. Белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи.
В романе автор выступает как историк, рассказывающий о событиях Гражданской войны, и как великий гуманист, утверждающий, что братоубийственная война ужасна. И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Недаром Елена говорит: «Все мы в крови повинны…»
Булгаков мыслит себя не только романистом. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных» как инсценировка романа «Белая гвардия». По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для этого произведения. Говорят, что сам Сталин 15 раз бывал на этом спектакле.
Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью. Послушайте слово И. Рапопорта об этом произведении.
Ассистент. …тема его – интеллигенция. Она совершила свой страшный «бег»…
Как и все зрители, я впервые понял, что и в том лагере люди, что и там есть сила человеческая, что враг – разный, бывает и серьезный, и умный. Поистине всему свое время в истории.
Разве легко было понять народу, еще не остывшему от боев гражданской войны, что даже «графы» бывают разные или что интеллигент – это не презрительное или бранное слово?
Булгаков раскрывал «загадку» русской интеллигенции. Он был удивительно талантлив, ибо был удивительно искренен и своеобразен. Он способствовал проникновению в мир интеллигента, содействовал развенчанию того, что следовало развенчать в старой интеллигенции, и призывал дорожить тем, что было в ней ценного.
Учитель.По-настоящему смелыми были сатирические произведения Булгакова.
Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо знал автор бюрократический быт Советской страны. В повести «роковые яйца» писатель говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит Булгаков в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений. Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразный монстр.
Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала; ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры.
Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время. Все лучшее из ранее созданных произведений воплотилось в вершинном романе Булгакова, ставшем и его итоговым творением, – «Мастер и Маргарита». В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.
Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал, читал друзьям. Нам предстоит познакомиться с замыслом автора, попытаться разгадать мысли художника слова.
IV. Итог урока.
Поделитесь впечатлениями от урока. Выразите их в письменном рассуждении «Булгаков: писатель и человек».
Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение или художественный пересказ эпизода романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Объясните свой выбор:
џ Чем интересен данный эпизод?
џ Какое значение он имеет для понимания идейного содержания романа?
џ Какие вопросы возникли при чтении эпизода?
џ Какие вопросы вы хотели бы обсудить с одноклассниками?
Уроки 52–53
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
особенности композиции и проблематика.
Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе
Цели: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.
Ход уроков
Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл.
Эдуард Безносов
I. Проверка домашнего задания.
1.Учитель.Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.
О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь!»
М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80–90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
2. Выборочное чтение эпизодов романа(см. домашнее задание предыдущего урока, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.