III. Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки».
Домашняя подготовка в группах. Оценка работы оформляется в таблицу (на доске), по ней подводятся итоги, подсчитывается количество баллов.
При ответе обязательна опора на текст.
Группа | Ответ (5 баллов) | Дополнение (3 балла) | Вопрос (1 балл) |
Слово учителя.
В рассказе Бунина «Антоновские яблоки» звучат мотивы увядания и запустения дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое?
Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной («столетний отбор крови и культуры!», по выражению И. Ильина), таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян.
Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.
«Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой в них запечатлены образ родной земли, ее богатства и непритязательная красота.
Жизнь неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.
В своем «осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого.
Критики единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.
В результате жеребьевки каждая группа получает вопрос, на обсуждение которого дается 5–7 минут. Вопросы были озвучены учащимся заранее, чтобы дать возможность предварительно подготовиться.
1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?
Чтобы помочь выполнить это задание, предлагаются лексические модели:
ностальгия по угасающим дворянским гнездам;
элегия расставания с прошлым;
картины патриархального быта;
поэтизация старины; апофеоз старой России;
увядание, запустение усадебной жизни;
грустный лиризм рассказа.
2. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.
Осмысливая композицию, приходим к выводу, что рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий.
В чередовании глав видим прежде всего календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации.
1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.
2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.
3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.
4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.
3. Какой представляется личность лирического героя?
Лирический герой по своему душевному настрою близок самому автору. Его облик нарисован эскизно, он не персонифицирован (внешность, биография и т. д.).
А вот духовный мир этого человека можно представить себе очень живо.
Нужно отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека.
«Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука».
Во второй главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию.
В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые:«Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные... В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки».
Итак, Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.
4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин?
Бунин – непревзойденный мастер словесной чеканки. В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом.
Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.
Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.
Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад – дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок.
Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.
В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «...помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны природы.
Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске».
В последней главе сад – опустевший, унылый... На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению Бунина «Запустение» (1903):
Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запустенье.
Я вырос здесь. Но смотрит из окна
Заглохший сад. Над домом реет тленье...
5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.
Читаешь Бунина и словно физически ощущаешь ржаной аромат новой соломы и мякины, «запах дегтя в свежем воздухе» (этнографический интерес к сельской жизни), «тонкий аромат опавшей листвы», душистый дым вишневых сучьев, крепкий запах грибной сырости, которой пахнет от оврагов (романтика детства, вихрь воспоминаний); запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», аромат старинных духов, которыми пахнут похожие на церковные требники книги (ностальгия по прошлому, игра воображения)».
В рассказе царит «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (это ключевая фраза рассказа). Чудесный дар осени – антоновские яблоки – автор избрал символом уходящего родного быта. Антоновка – старинный зимний сорт яблок, искони любимый, широко распространенный.
Характерная особенность антоновки – «сильный, своеобразный эфирно-яблочный аромат» (синоним – «духово яблоко»). Выходец из Орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки – одна из примет русской осени. Любя Россию, Бунин опоэтизировал их.
Домашнее задание.
Подбор материала к сочинению по творчеству И. А. Бунина. Индивидуальное задание группам учащихся:
– Составить примерные темы сочинений.
– Разработать план сочинения по теме «Любовь в понимании Бунина».
Урок 6
Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству И. Бунина
Цели: уточнить требования к сочинению; повторить правила составления текста рецензии; научить отбирать материал к сочинению.
Ход урока
I. Слово учителя.
Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ.
Это ваша интерпретация авторского текста.
«Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым», – писал Д. С. Лихачев.
Вспомните требования к сочинению. (Написаны на плакате на доске.)
1. Соответствие теме.
2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
4. План и логичность, последовательность изложения.
5. Самостоятельность мышления.
6.Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
7. Общие требования к слогу:
џ ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);
џ точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);
џ простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
џ образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).
8. Смысловая точность эпиграфов и цитат.
9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
II. Выбор темы сочинения.
Тема сочинения – это то, что положено в основу содержания, это анализируемый предмет. Любая тема обязательно содержит в себе проблему – вопрос, требующий исследования и разрешения.
Идея (главная мысль сочинения) – это ваш ответ на вами поставленный в теме вопрос. Значит, любая тема содержит в себе проблему-вопрос, которую сам пишущий должен увидеть, понять, осмыслить и раскрыть.
1-я группа учащихся представляет несколько тем по творчеству И. Бунина.
III. Составление плана сочинения.
Важнейшим элементом сочинения является план.
М. Рыбникова отмечала, что составить удачный план – «это значит отдать себе отчет и в идейном содержании вещи, и в ходе событий, и в их причинно-временной связи... это значит сделать существенно важную языковую работу: найти нужные слова (обобщения читателя), выбрать из текста наиболее подходящие слова автора, передающие смысл части».
2-я группа представила свою работу по составлению плана к сочинению.
Выбрана тема сочинения: «Любовь в понимании И. А. Бунина». С целью сбора материала к сочинению по данной теме были перечитаны и исследованы тексты наиболее понравившихся новелл.
Надо стремиться к тому, чтобы каждый пункт плана отражал один из «ликов» бунинской любви.
Примерный план