Основные теоретико-литературные понятия
* Художественная литература как искусство слова.
* Художественный образ.
* Фольклор. Жанры фольклора.
* Литературные роды и жанры.
* Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
* Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
* Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
* Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Введение (1 ч.) | |||
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. | ||
Устное народное творчество (10 ч.) | |||
2. | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. | ||
3. | Малые жанры фольклора. | ||
4. | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | ||
5. | «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича. | ||
6. | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | ||
7. | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | ||
8. | Образ главного героя сказки. | ||
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | ||
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | ||
11. | Р.р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | ||
Из древнерусской литературы (2 ч.) | |||
12. | Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | ||
13. | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». | ||
Из литературы XVIII века (2 ч.) | |||
14. | Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | ||
15. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» | ||
Из литературы XIX века (42 ч.) | |||
16. | Вн. чт.. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) | ||
17. | И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). | ||
18. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.. | ||
19. | Р.р. И.А. Крылов. Басни. | ||
20. | В.А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. | ||
21. | В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. | ||
22. | А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. | ||
23. | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. | ||
24. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | ||
25. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | ||
26. | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | ||
27. | Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. . | ||
28. | Вн. чт.. А.С. Пушкин. Сказки. | ||
29. | Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | ||
30. | Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | ||
31. | . А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | ||
32. | Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк-горбунок». | ||
33. | Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». | ||
34. | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | ||
35. | «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. «Два великана». | ||
36. | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | ||
37. | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | ||
38. | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | ||
39. | Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | ||
40. | Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | ||
41. | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. | ||
42. | Вн. чт.. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | ||
43. | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. | ||
44. | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | ||
45. | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). | ||
46. | Р.р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму». | ||
47. | А.А. Фет. Лирика. | ||
48. | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | ||
49. | . Жилин и Костылин. | ||
50. | Р.р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | ||
51. | Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | ||
52. | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | ||
53. | Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. | ||
54. | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. | ||
55. | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». | ||
56. | . Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) | ||
57. | Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) | ||
Из литературы XX века (28 ч.) | |||
58. | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | ||
59. | Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». | ||
60. | В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | ||
61. | «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. | ||
62. | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | ||
63. | Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | ||
64. | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | ||
65. | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. | ||
66. | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | ||
67. | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | ||
68. | «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. | ||
69. | Вн. чт.. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. | ||
70. | Вн. чт. С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | ||
71. | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | ||
72. | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | ||
73. | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. | ||
74. | «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя. | ||
75. | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | ||
76. | «Открытие» Васюткой нового озера. | ||
77. | Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | ||
78. | Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». | ||
79. | Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). | ||
80. | Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». | ||
81. | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. | ||
82. | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | ||
83. | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». | ||
84. | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. | ||
85. | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | ||
Из зарубежной литературы (17 ч.) | |||
86. | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | ||
87. | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | ||
88. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | ||
89. | Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | ||
90. | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | ||
91. | Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. | ||
92. | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. | ||
93. | Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. | ||
94. | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев. | ||
95. | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | ||
96. | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | ||
97. | Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». | ||
98. | Итоговая контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
99. | |||
100. | Анализ письменных работ. | ||
101. | Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | ||
102. |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники | Учебные пособия | Методические |
1. Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. | Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2016. | Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2016. |
Для учителя:
· Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
· Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
· Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
· Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
· Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
· Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
· Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
· Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
· Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
· Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
· Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
Мультимедийные пособия.
· Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
· Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
· Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Электронное приложение.
·
Для учащихся:
· Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
· Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
· Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
· Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
· Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
· Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.