I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
— Посмотрите на оформление классной доски — перед вами картины русской природы. Попробуйте описать их детали, используя различные средства выразительности, отмечая отношение автора к изображаемому. Например, «грустные березки», «небо смотрится в ручей» и т. д., в зависимости от подобранных иллюстраций.
Желательно, чтобы в этой работе приняли участие все, удачные фразы можно записывать на доске и предлагать другим создать свои по аналогии.
— Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент — слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Действительно, постараемся назвать русских поэтов XIX века, их произведения о родине, родной природе и о себе. Запишите тему урока в тетрадь.
II. Чтение статьи «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе» (учебник, с. 271-272).
— Вспомните строчки из стихотворений, в которых описываются картины природы. Какие картины вы бы нарисовали к этим строчкам в качестве иллюстраций? Какое настроение должны передавать картины?
— Определите настроение, которое передают авторы следующих лирических миниатюр (см. ниже). Почему вы так решили?
III. Литературоведческая разминка
Задание. Прочитанные мною отрывки из стихотворений перед вами, вспомните авторов.
Обычно это задание вызывает трудность, можно помочь, перечислив на доске имена и отчества поэтов, по ним вспомнить фамилию поэта и принадлежащее ему произведение проще.
Обязательно повторно проговорить имя, отчество, фамилию поэта и строчки из стихотворения, желательно их продолжить.
1) Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован...
(Тютчев Федор Иванович. Хорей.)
2) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит...
(Пушкин Александр Сергеевич. Хорей.)
3) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
(Некрасов Николай Алексеевич. Дактиль.)
4) Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали
да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
(Фет Афанасий Афанасьевич. Хорей.)
5) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(Лермонтов Михаил Юрьевич. Амфибрахий.)
Чтение и слушание (фонохрестоматия) стихов Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова (по выбору).
IV. Теория литературы.
Задание. Перечислите приемы художественной выразительности, которые помогли нам увидеть картину природы, понять настроение лирического героя (то есть того, от чьего имени идет рассказ, это не обязательно автор).
• Предметный ряд — луна, поляны, поле, гора, сосна и т. д.
• Олицетворения — сосна дремлет, лес обнажился, луна пробирается и т. д.
• Сравнения — одета, как ризой; грачи мелькали как сеть.
• Эпитеты — сосна одинокая, север дикий, дума грустная, дорога скучная и т. д.
• Метафора — лес очарован волшебным сном, снежная бахрома.
• Инверсия — по дороге зимней, скучной.
Учитель. Вспомните: влияет ли стихотворный размер на настроение, интонации? (Да.) Поэтому попробуйте определить, каким размером написано каждое из предложенных стихотворений.
Итак, вспомните, о чем надо сказать, чтобы получился рас сказ о стихотворении.
• Название и автор.
• Тема — о чем текст, основная мысль — как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает; какие образные картины, какие мысли и чувства возникают при чтении.
• Настроение стихотворения.
• Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.
• Стихотворный размер и как он влияет на настроение произведения.
• Какие строчки запомнились более всего и почему?
Чтение и обсуждение статьи литературоведа Ю. Селезнева «Духовное родство со всей землей» (учебник, с. 283).
V. Чтение и анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер...».
1. Самостоятельное чтение: знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Цель — понять настроение, передать его потом при чтении вслух.
2. Предварительный анализ стихотворения.
• На что обратили внимание при чтении? Смена настроения, значит, смена интонации. Где, в каких строфах?
• Предметный ряд стихотворения — какие картины возникают при чтении?
• Вспомните, есть такой прием выразительности — анафора. Одинаковое начало стихов (стихотворных строчек), найдите в тексте стихотворения пример анафоры. Для чего автор использовал этот прием?
3. Выразительное чтение. Читают несколько учеников, при этом идет обсуждение, какие части стихотворения прозвучали удачно. Возможно чтение учителем.
VI. Самостоятельный анализ стихотворения по вопросам или по плану с последующим обсуждением.
Организация этого вида работы — на усмотрение учителя: либо индивидуальная, либо групповая, либо совмещение для тех, кто не уверен в своих силах.
Задание: рассказ о стихотворении И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» с использованием всего сказанного на уроке, с опорой на вопросы после стихотворения в учебнике. В качестве подсказки — построчный анализ, который позволяет проследить изменение образных картин и настроения.
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о природе.