Духовные и нравственные качества Герасима.
Поговорим о Герасиме.
Вопрос: Поверил ли он в пьянство Татьяны? Как можно объяснить его угрюмость? Почему именно в день свадьбы с реки Герасим вернулся с разбитой бочкой? Что в поведении Герасима заставляет бояться дворецкого Гаврилу?
(Характер Герасима настолько силен, что он не побоялся ослушаться самой барыни. Этот человек — «самое замечательное лицо» среди дворни.
Угрюмость героя не случайна. Догадливый Герасим понял, что Татьяна не пьяна, но больше всего его поразил обман Татьяны. Такого предательства никак не мог ожидать не умеющий кривить душой человек. Нравы и помыслы его чисты, именно это заставляет его оттолкнуть от себя любимую Татьяну.
Герасим тяжело переживает случившееся. Но его спасает труд. Он умеет работать не из-под палки, труд приносит ему радость. Он нем, глух, но это не мешает ему увлекаться работой и получать от нее удовлетворение.
Искренность, убежденность, самостоятельность — вот чем сулен герой, вот что страшно для таких, как дворецкий и барыня.)
IV. Обобщение.
Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня.
В России ХIХ в. было много жестоких крепостников самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право — эксплуатация одного человека другим.
Домашнее задание: подготовить чтение диалогов в лицах.
Урок 30. И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ» ЕДИНСТВЕННЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ ГОД В ЖИЗНИ ГЕРАСИМА
Цели деятельности учителя: в сотрудничестве с учениками проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму, пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметьохарактеризовывать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
II. Чтение II главы.
Анализ текста по вопросам:
1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?
2. Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «... прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»?
3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?
4. Объясните фразу «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.
6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому- то нужным и заботиться о ком-то.)
III. Краткий пересказ текста по плану:
1. Герасим в Москве.
2. Любовь к Татьяне.
3. Отъезд Татьяны и Капитона.
4. Спасение щенка из прибрежной тины.
5. Самый счастливый год в жизни Герасима.
Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность — глухоту и немоту — преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.
Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.
Домашнее задание: подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.