III. Ознакомление со сказкой.
Словарная работа ведется параллельно с чтением текста произведения.
IV. Беседа по вопросам «Размышляем о прочитанном» (учебник, с. 82-83).
Выборочное чтение.
Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
1. Какова причина сна героини?
2. От чего наступает сон?
3. Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
4. Что помогло пробудить царевну?
5. Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?
6. Чему учит эта сказка?
7. Есть ли в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?
8. В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?
«Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество Жуковского современно и ныне.
Домашнее задание: работа над вопросами и заданиями 4, 6 в учебнике, с. 83.
Урок 16. В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой; показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся защищают свои рисунки к сказке, рассказывают о принесенных с собой иллюстрациях известных художников, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.
II. Понятие о балладе
1. Вступительное слово учителя
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия ХIХ в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский — поэт-романтик.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
III. Чтение учителем текста баллады(учебник, с. 84-89).
IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады «Кубок»(с. 89-90).
V. Анализ произведения по вопросам в учебнике «Размышляем о прочитанном» (с. 90).
На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.
VI. Творческая работа в группах.
Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита учащимися своих работ).
С творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта.
Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «… одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.
Урок 17. А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ
КАРТИНА НАРОДНЫХ СКАЗОК
Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметьопределять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Вопросы:
1. Какие народные и литературные сказки вы читали?
2. Чем отличается народная сказка от литературной?
Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В. А. Жуковский («Кот в сапогах»), А. С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А. А. Погорельский («Черная курица»), М. Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»), С. Т. Аксаков («Аленький цветочек»), В. И. Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»), М. Л. Михайлов («Два Мороза»), Н. А. Некрасов («Генерал Топтыгин»), К. Д. Ушинский («Плутишка кот»), М. Е. Салтыков Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л. Н. Толстой («Как мужик гусей делил»), В. М. Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н. Г Гарин-Михайловский («Попугай»), Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А. Н. Толстой («Царица-лягушка»), Н. Д. Телешов («Крупеничка»), М. Горький («Воробьишко») и другие.