VI. Рассказ о жизни писателя. Работа по группам.
1-я группа – задание «Проверьте себя» по учебнику (с. 59, № 2).
2-я группа – составление рассказа по плану.
(План можно заранее записать на доске или составить вместе с учащимися, читая статью.)
План
1. Дата и место И. А. Крылова.
2. Отставка отца. Жизнь в Твери.
3. План образования сына, составленный матерью.
4. Тяжелая жизнь семьи после ухода отца из жизни.
5. Работа Крылова переписчиком бумаг.
6. Неудачные литературные опыты (первые трагедии).
7. Большая известность (комедии, басни).
8. Работа в журналах.
9. Жизненный и творческий успех баснописца.
10. Празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности.
11. Выход книги басен незадолго до смерти автора.
12. Смерть баснописца Ивана Крылова в 1844 г.
13. Установка памятника в Летнем саду (скульптор П. К. Клодт).
VII. Обобщение.
Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, безобидная насмешливость — эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.
Домашнее задание: подготовить чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен; знать биографию писателя.
Урок 13. И. А. КРЫЛОВ. ОБЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ПОРОКОВ В БАСНЯХ. БАСНИ «ВОЛК НА ПСАРНЕ»,
«СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Цели деятельности учителя: ознакомить с истоками басенного жанра в России; дать представления об образе рассказчика, повествующего об увиденном, о художественном и языковом своеобразии басен И. А. Крылова; помочь учащимся осмыслить жанр басни; развивать навыки выразительного чтения басни, умения находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслообразование — устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.
Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 60).
Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»1.
Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».
Анализ текста по вопросам:
1. Какова причина шума, переполоха на псарне?
2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: «поднялся» (двор), (псы) «залились», «рвутся» (в драку), (псари) «кричат», «бегут» (с дубьем.)
3. Каково поведение Волка в этот момент? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)
4. Каким изобразил его Крылов? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)
5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)
Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.
6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)
7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)
8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку?(«Он, умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)
Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.
9. Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего? (Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка.)
10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?
11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?
12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна в наши дни в определенных ситуациях.)
13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню» и другие.)
Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.