Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

1859 г. Для крестьянских детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками. В центре педагогического процесса – личность ученика, обучение ведется методом свободной беседы.

«Школьная деятельность Толстого носила разнообразный характер, но более других заметно было в ней все-таки литературное направление» (Е. Маймин).

4. Литературная деятельность Л. Н. Толстого
до и после идейного перелома.
Религиозно-этические взгляды писателя

1862 г. Толстой женился на дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.

И. А. Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.

Лучшие произведения Л. Н. Толстого:

џ «Война и мир» (1864–1869).

џ «Анна Каренина» (1870–1877).

џ «Власть тьмы» (1866).

џ «Крейцерова соната» (1887–1889).

џ «Воскресение» (1889–1899).

џ «Хаджи-Мурат» (1896–1905).

џ Комедия «Плоды просвещения» (1900).

џ Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий» и др.
(1908).

џ «После бала» (1903).

Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:

1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)

2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.

3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.

4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.

5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Л. Н. Толстой развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.

5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (М. Горький)

Л. Н. Толстой в конце концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит народ нравственности».

1896 г. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л. Толстой).

7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.

Домашнее задание.

Прочитать «Севастопольские рассказы».

Урок 115
«Правда» войны в «Севастопольских
рассказах» Л. Н. Толстого

Цели: расширить представление учащихся о пребывании Толстого на Кавказе, а затем в Севастополе и об отношении писателя к войне; на материале рассказов Толстого показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя, сопоставить настоящих героев войны с «аристократическим и полуаристократическим» офицерством, приехавшим на войну ради наград и карьеры; подвести учащихся к осмыслению важнейшего художественного новаторства Толстого в изображении войны («правда» войны, война «изнутри»); обратить внимание на общие принципы построения «Севастопольских рассказов».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам:

1. Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.)

Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне?

2. Крымская война. Участие Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден? Почему не получил Георгиевский крест? (Толстой создал проект о переформировании русской армии, в котором правдиво отметил тяжелейшие условия солдатской службы. Намеревался издавать журнал «Солдатский вестник», но против был русский император Николай I.

Вывод. У высшего начальства молодой Толстой на плохом счету, Георгиевский крест не положен, достаточно и медалей «За защиту Севастополя», «В память войны 1853–1856 гг.», «За храбрость».)

3. В каких произведениях Толстой рассказал об обороне Севастополя?

II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».

Севастополь в декабре»

Беседа по вопросам:

1) О чем этот рассказ Толстого?

2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город?

3) Расскажите о защитниках Севастополя.

4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?

Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Это – война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» (Л. Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри». Такое изображение войны новаторское.

Общий дух патриотизма охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» (Л. Толстой).

Севастополь в мае»

Беседа по вопросам:

1) Перечислите героев второго рассказа.

2) Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.)

3) С какой целью автор создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы?

4) В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников?

Во втором рассказе Толстой раскрывает поведение людей на войне. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».

Один из лучших эпизодов рассказа – перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы…

Простым людям не нужна война!

Наши рекомендации