Писатель-демократ Н. Г. Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – ученый, экономист, философ, литературный критик, писатель, революционный демократ. Жизнь Чернышевского, его личность и творчество (философское, публицистическое и литературное) – центральное явление 50–60-х годов XIX века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины XIX века испытали на себе воздействие Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства.
«Личность этого человека так благородна, величественна и вместе так симпатична и прекрасна, деятельность его так чиста и сильна, влияние его так громадно, что чем более всматриваешься в черты этого человека, тем сильнее и сильнее проникаешься безусловным уважением и любовью к нему. Гениальный ум, благороднейший характер, твердость воли… сердце, открытое сочувствию ко всему, что прекрасно в мире… жизнь без тени порока, полная борьбы и деятельности, – все, чем может быть прекрасен и велик человек, соединились в нем», – писал когда-то Н. Чернышевский о Г. Лессинге. То же самое можно сказать и о нем самом.
II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.
Детство и юность (1828–1846)
Родился в 1828 г. в семье саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с большим уважением относились к книгам. «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано», – писал Чернышевский в «Автобиографии».
В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.
В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.
2. В Петербургском университете
Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.
В период учебы в университете были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель
Саратовской гимназии (1851–1853)
В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.
«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе» [10. С. 105], – признавался Чернышевский Ольге Сократовне Васильевой, своей будущей жене.
Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства
к действительности»
Работа была закончена в 1853 г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г. Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и спорной, и «посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической науки»[10. С. 106]. Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком соотношении между собой находятся действительность и искусство, что есть прекрасное в жизни и искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его эстетической теории выводов: «Природа и жизнь выше искусства».
5. Знакомство Н. Г. Чернышевского с Н. А. Некрасовым (1853).
Работа в «Современнике» (1854–1862)
Под руководством Чернышевского и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала «Современник». Чернышевский вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических и экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический отдел. В своих статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от Чернышевского – ради общего спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное отделение.
6. Чернышевский в Петропавловской крепости.
Гражданская казнь
7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Авторство приписали Чернышевскому, хотя это установить не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а затем на Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был совершен фарсовый обряд гражданской казни с выставлением его к позорному столбу. На груди была прикреплена дощечка с надписью «Государственный преступник».
Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.
В ссылке (1864–1883)
Кадаинский рудник Нерчинского горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного Чернышевского. Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки освобождения Чернышевского, но все они не удались. «Освобождение» пришло после убийства народниками Александра I.
Последние годы жизни
В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет.
В Саратове – последние месяцы жизни. Чернышевский не терял бодрости духа. Он, по своим собственным словам, «переводил, писал, думал».
Домашнее задание.
Чтение романа «Что делать?».
Урок 95
Роман «Что делать?». Проблематика,
жанр, композиция. «Старый мир»
в изображении Чернышевского
Цели: познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».
Ход урока
I. Беседа по вопросам:
1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.
2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?
3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?
II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).
Творческая история романа «Что делать?».
Прототипы романа
Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.
Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.
В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.
О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.
В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.
Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне. В своих воспоминаниях она записала: «Верочка (Вера Павловна) – я, Лопухов взят с Бокова».
В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.
III. Лекция учителя(краткое изложение).
Проблематика романа
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.
Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин).
О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
О жанре. Единодушного мнения в этом вопросе нет. Ю. М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского – социально-идеологическим романом, Ю. В. Лебедев – философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра [13]. Составители биобиблиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно-публицистическим романом [15].
(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)