II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.

Познакомьтесь с высказываниями критиков об Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, Писарева, Дружинина, Анненского? Чье мнение вам ближе?

И. Ф. Анненский: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Обломов… был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь».

Н. А. Добролюбов: «Ольга представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… от нее можно ожидать слóва, которое сожжет и развеет обломовщину».

Н. А. Добролюбов: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Д. И. Писарев: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой г. Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании».

А. В. Дружинин: «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его [Обломова] вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину…»

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской.

Ольге свойственны гармония ума, воли и сердца. Ее любовь к Обломову возникла из благородных стремлений: возродить героя к полноценной жизни, перевоспитать его. Настойчивость Ольги только на время победила лень Обломова. Дороже романтических свиданий оказалась для Ильи Ильича Обломова жажда безмятежного, полусонного состояния. «Спит безмятежно человек» – вот идеал существования Обломова. Ольга поняла, что мечта о перевоспитании разрушилась о лень и безволие Ильи Ильича.

Но и со Штольцем Ольга не может стать счастливой женщиной. Комфортная, спокойная, безмятежная жизнь – не для нее.

Гончаров в образе Ольги Ильинской изобразил особый тип русской женщины того периода русской жизни. Такую женщину не устраивала только роль жены и хозяйки, ей хотелось участвовать в общественной жизни, много знать. Не случайно Штольца пугали «мятежные вопросы» жены.

Иной тип женщины дал автор в лице Пшеницыной Агафьи Матвеевны. Обломова она не стремилась перевоспитать, просто его любила, считала идеалом барина. Таким образом, Пшеницына – тип русской женщины, жизнь которой ограничивалась только ее семейным благополучием.

Образы и прекрасной Ольги с ее идейными порывами, и тихой, скромной Пшеницыной, каждой по-своему, «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины.

III. Реализация индивидуального задания.

Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?

Трудно представить их друг без друга. Захару было присуще «кровное, родственное чувство преданности… ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему». Он не мог «представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним» (И. Гончаров). Обломов и Захар – не контрастные, а глубоко родственные натуры.

Домашнее задание.

1. Письменная работа (срок исполнения – одна неделя) по темам:

1) «Приезд Штольца в дом Обломова». (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова «Обломов».)

или

2) «Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской». (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова «Обломов».)

или

3) «Письмо Обломова к Ольге».

2. К следующему уроку. Биография И. С. Тургенева. Чтение рассказов из «Записок охотника», сообщение о повестях Тургенева («Ася», «Вешние воды» и другие).

3. Индивидуальное задание: чтение романов «Накануне», «Дворянское гнездо», сообщение.

Уроки 74–75
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

Цели:познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути И. С. Тургенева; обратить внимание на особенности характера писателя, его политические убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить содержание и идейную направленность произведений писателя, изученных в предыдущих классах.

Наглядное пособие: фотоальбом «И. С. Тургенев».

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Вся моя биография – в моих сочинениях.

И. С. Тургенев

I. Вступительное слово учителя.

Наши рекомендации