III. Рассказ о замысле «Шинели».
Замысел, по-видимому, возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести. «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»*.
IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
В. Г. Белинский:«Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя».
Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя».
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Башмачкине и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги. В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
«Молодые чиновники подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…» [15, с. 122].)
2. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» [15, с. 123].)
3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?
(«Я брат твой…» Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)
4. Расскажите о мечте Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».
5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)
6. Почему Акакий Акакиевич не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой. «Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)
7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?
8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?
Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания. Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И. Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].
Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.
Домашнее задание.
1. Чтение «Мертвых душ» (1-я глава).
2. По первой главе. Экскурсия по городу N.
3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.
Урок 56
«Мне хочется… показать хотя бы
с одного боку всю Русь» (Н. В. Гоголь)
(Творческая история «Мертвых душ»)
Цели: напомнить учащимся о важнейших политических событиях в России в период создания «Мертвых душ»; показать, что гоголевское произведение отвечало самым заветным стремлениям писателя и самым насущным потребностям России; рассказать о возникновении замысла поэмы «Мертвые души» и его осуществлении; выяснить первоначальные впечатления учащихся о прочитанных главах.
Ход урока
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Какие события в общественной жизни России 30-х г. XIX в. оказали огромное влияние на жизнь Н. В. Гоголя и его современников?
Восстание декабристов, его поражение, расправа царизма с восставшими, крушение всяких надежд на свободу. В своей книге «О развитии революционных идей в России» А. И. Герцен рассказал: «Первые годы, последовавшие за 1825, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей…» Но жизнь продолжалась. «…Внутри государства совершалась великая работа, работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная; всюду росло недовольство», – закончил Герцен.
В такой обстановке Н. В. Гоголь решился написать «Мертвые души», которые «потрясли всю Россию».
2. Расскажите о взаимоотношениях Пушкина с Гоголем. Какие произведения были написаны Гоголем по совету великого Пушкина? (Для Гоголя много значило дружеское внимание и одобрение Пушкина. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему [Пушкину], …ни одна строка не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам моим», – говорил Гоголь. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.)
3. Каковы ваши впечатления о прочитанных главах «Мертвых душ»?