II. М. Ю Лермонтов о назначении поэта и поэзии.
1. Слово учителя.
Поражает требовательность Лермонтова к самому себе и своим поэтическим опытам. В ранней лирике он изображает поэта, главное призвание которого – воспевать вольность, а назначение поэзии – способствовать воспитанию у людей любви к родине и свободе.
Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути «воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу» [12, с. 318].
Об этом стихи: «О, полно извинять разврат», «Пускай поэта обвиняет», «Я не для ангелов и рая», «Не верь себе», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель».
2. Чтение и анализ стихотворения «Дума» (1838 г.)
Вопросы:
1) Назовите главную тему стихотворения. Как она раскрывается автором?
2) Как Лермонтов относится к своему поколению?
3) За что он упрекает современников в стихотворении «Дума»?
4) Почему цензурой были запрещены два последних стихотворения?
5) Какова гражданская позиция автора? (Главная тема «Думы» – тема общественного поведения человека. Автор дает характеристику дворянской интеллигенции 30-х годов XIX века. С глубоким сожалением Лермонтов рассказывает о молодом поколении. Своих современников поэт упрекает прежде всего за отсутствие твердых убеждений, прочных привязанностей, за неспособность к активным действиям.)
3. Чтение стихотворения «Поэт» (1838 г.).
Вопросы:
1) Каковы первоначальные впечатления от стихотворения?
2) Назовите тему и основную мысль лермонтовского произведения. В каких строках это выражено?
3) Какие художественно-выразительные средства использует поэт, чтобы выразить основную мысль?
4) В чем оригинальность композиции стиха? С какой целью Лермонтов в I части рассказывает нам о судьбе кинжала?
5) В чем смысл сравнения кинжала и поэта?
6) Почему современная поэзия, по мысли Лермонтова, утратила свое высокое назначение?
7) Проследите по тексту за изменением интонации в стихотворении. С какой интонацией следует читать последнюю строфу? (В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнения поэта с кинжалом. Первые шесть строф – история кинжала, когда-то грозного оружия. Последующие строфы – размышления автора о роли поэта и поэзии. Идейным центром стиха является строфа 8. Это призыв к поэту вновь обрести свое слово (которое бы звало, вдохновляло, указывало цели борьбы), неотразимое, как удар кинжала. Роль поэта – служить народу, назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, передовой.)
4. Стихотворение «Пророк» (1841 г.).
С особой силой автор раскрывает трагедию поэта-пророка. Эта трагедия в том, что пророка не понимают в обществе, ненавидят и презирают.
5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтов-ского?
Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение о художественном своеобразии лирики Лермонтова.
2. Отзывы Белинского о поэзии Лермонтова.
3. Выучить наизусть стихотворение «Пророк» или «Поэт».
4. Письменно ответить на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?» (На примере самостоятельно прочитанных стихотворений «Пускай поэта обвиняет», «Журналист, читатель и писатель» и др.)
Урок 42
«Он поэт русский в душе» (В. Г. Белинский)
(Лирика М. Ю. Лермонтова в оценке В. Г. Белинского)
Подготовка к письменной работе по лирике
М. Ю. Лермонтова
Цели:обобщить и углубить знания учащихся о лирике Лермонтова; сформировать представление об особенностях лирического героя поэзии Лермонтова; выяснить, в чем жизненность и современность произведений поэта в наши дни; обсудить высказывания В. Г. Белинского о стихотворениях Лермонтова; развитие навыков написания литературного сочинения на одну из предложенных тем.
Ход урока
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?
2. Стихотворения «Пророк» и «Поэт». Выразительное чтение наизусть. Восприятие, истолкование, оценка.
3. Что поражало современников в Лермонтове?
4. В чем жизненность и современность произведений поэта в наши дни?
5. Что сближает Лермонтова и его лирического героя? (Перечислите основные особенности лирического героя поэзии.)
6. Какую оценку дал В. Г. Белинский стихотворениям М. Ю. Лермонтова? Согласны ли вы с этой оценкой?
М. Ю. Лермонтов ворвался в русскую литературу как мятежник. Он имел смелость много высказывать «без прикрас и без пощады». Лирический герой лермонтовской поэзии активен, его влечет жажда действия и борьбы, ненависть к общественному строю, заинтересованность судьбами родины и народа. Но в то же время он грустит и тоскует от сознания своего одиночества. Одиночество лирического героя Лермонтова особое. Оно не навязано ему, а избрано им добровольно.
В. Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» (1840 г.) анализирует многие стихотворения поэта. «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собой создания великих поэтов» (В. Г. Белинский). Великий критик предсказывал Лермонтову историческое бессмертие: «Уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах…» Белинский прав. Действительно, поэзия Лермонтова продолжает радовать и волновать, доставлять «неизгладимое эстетическое наслаждение».
II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова.
Темы:
1. «Он понимает любовь к родине истинно, свято и разумно» (Н. А. Добролюбов).
2. «Пусть я кого-нибудь люблю,
Любовь не красит жизнь мою».
(Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.)
3. Мятежный дух поэзии М. Ю. Лермонтова.
4. Пушкин и Лермонтов. Кто мне ближе?
5. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно». (Восприятие, истолкование, оценка.)
6. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.)
7. Стихотворение «Пророк» в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем. Прочитать главу «Бэла» («Герой нашего времени»).
Уроки 43–44
Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Жанр и композиция
Цели:напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.
В. Г. Белинский