Особенности русского классицизма
Ход урока
I. Лекция учителя (краткое содержание).
По ходу лекции учащиеся записывают план, составляют тезисы.
Опорная схема:
Периодизация русской литературы первой половины XIX в. | Важнейшие исторические события в Европе и России | Общая характеристика развития русской литературы | Основные литературные жанры |
1795—1815 гг. Великая французская революция (1789—1793 гг.) | Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 г. Возникновение декабристских организаций | Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки | Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия |
1816—1825 гг. | Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821—1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825) | Господствующее направление — романтизм. Его психологическое и социальное течения. «Школа гармонической точности». Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812—1824 гг. | «Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», гражданская, или патриотическая, поэма, элегия, послание. «Психологическая повесть», баллада |
1826 — первая половина 50-х гг | Поражение восстания декабристов. «Новый цензурный устав». Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826—1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе | Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина. Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е гг. — расцвет повести. Теория «официальной народности». Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома «Мертвых душ» (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. «Натуральная школа». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана | Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков |
1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века
Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.
Но победами русских войск воспользовалось дворянство, сумевшее укрепить свою власть при Екатерине II (1762–1796 гг.). Эта власть была безграничной. Дворяне и помещики получили возможность распоряжаться своими крестьянами: продавать их, наказывать, за мелкие «провинности» ссылать на каторгу.
Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).
После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.
Начало XIX века ознаменовалось событиями, которые не прошли бесследно для России. Новый царь Александр I, напуганный народными волнениями, несколько смягчил «цензурный устав», разрешил освобождать крестьян (за выкуп). Думалось, что царские законы улучшат жизнь народа. Но все оказалось призрачным.
Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.
Чтобы отстоять независимость отчизны, по словам А. И. Герцена, «крестьяне безропотно вступали в ряды ополчения, дворяне… брались за оружие; купцы жертвовали десятую часть своих доходов». А вот как писал один французский солдат о войне в России: «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость». На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Именно русский народ под руководством М. И. Кутузова и нанес французам сокрушительный удар.
Но победа России в Отечественной войне 1812 г. еще сильнее обострила в сознании людей противоречия русской жизни. Политика Александра I и его правительства вызвала недовольство со стороны передового дворянства, интеллигенции и угнетенного крестьянства. Военным министром был назначен всесильный А. Аракчеев, о котором поэт К. Ф. Рылеев написал в стихотворении «К временщику»:
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!
Крестьянство ответило восстаниями на усилившуюся после 1812 г. эксплуатацию. Движение против самодержавия и крепостнического строя возникло и среди дворянства. Наиболее передовые дворяне стали объединяться в политические общества: «Северное общество» (стояло за ограниченную монархию) и «Южное общество» (за республиканское правление).
Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий,
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов. А.Блок
Просвещение и культура
Московский университет становится крупным научным центром.
Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.
Плодотворной была деятельность Николая Ивановича Новикова (1744 – 1818 г.) – талантливого журналиста, писателя, общественного деятеля. Он написал несколько книг по истории России, стал издавать сатирические журналы («Трутень» и др.), в которых рассказывал о нищете и тяжелом положении крестьян, разоблачал помещичий произвол и взяточничество чиновников. Сатирические сочинения Новикова Екатерина II сочла вредными и заточила автора на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.
Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.
Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.
В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.
При учебных заведениях стали возникать литературные общества…
«Поход против наук» начался с Казанского университета, откуда в 1819 г. по политическим мотивам были уволены известные профессора. Усилился гнет цензуры. Произведения прогрессивной тематики печатать не разрешалось.
Расцвет искусства
Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.
Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)
В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.
Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.
К народно-песенному жанру обратились музыканты Е. И. Фомин и Д. С. Бортнянский. Особой известностью пользовались написанные ими песни и романсы. Композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Метелица»), А. Л. Гурилев («Колокольчик», «На заре туманной юности»), М. И. Глинка («Не искушай меня без нужды») создали песни, основанные на народных мелодиях.
В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.
Развитие литературы
Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.
Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.
Прогрессивных писателей объединяло стремление к правде, к улучшению жизни простых людей, «боль о человеке». Они создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостной строй, воспевающую героическую личность. Лучшие произведения отличались «могучим зарядом» этического начала, идейностью, одухотворенностью. Они учили современников и учат нас глубочайшему чувству ответственности перед народом, благородству, гуманизму, беспощадности ко всему злому, что унижает человека.
Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.
Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.
Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.
Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.
С 1815–1825 гг. – период романтизма в русской литературе.
Литературные произведения в духе классицизма и сентиментализма хотя и продолжали появляться, но не играли заметной роли в литературе. Это век романтизма.
II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
Домашнее задание.
Подготовиться учащимся по следующим вопросам (1–2 вопроса по выбору):
1. Какие политические события конца XVIII – начала XIX века повлияли на литературный процесс?
2. Чем интересна деятельность писателя Николая Ивановича Нови-
кова?
3. Чем необычна деятельность декабристов? Кто эти люди? Каковы их жизненные цели и стремления?
4. Место и роль И. А. Крылова-баснописца в русской литературе.
5. Выразительное чтение одной басни (по выбору), ее анализ.
6. Русская архитектура (или живопись) в конце XVIII – начале XIX в.
7. Каких писателей, поэтов мы относим к прогрессивным? Что они критикуют, отстаивают, защищают? Какова их судьба?
8. Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев.
Уроки 2–3
Классицизм, сентиментализм и романтизм
в русской литературе. Становление
и развитие реализма
Цели: познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.
Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.
На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.
Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.
В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.
Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.
По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].
Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Г. Р. Державин. Признание
I. Опрос по домашнему заданию.(См. вопросы в предыдущем плане.)
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль …
А. С. Пушкин
Творчество В. А. Жуковского
Чтение стихотворений «Майское утро» (1797), «Сельское кладбище» (1802), «Вечер» (1807) (по выбору учащихся).
Излюбленный лирический жанр – элегия. Именно в элегии «Вечер» с гораздо большей полнотой отразилась личность автора, его внутренний мир. (Элегия – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения.)
Баллады Жуковского.
Баллада– сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился своеобразный романтизм Жуковского («Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Кубок» и др.). Всего Жуковский написал 39 баллад, за что его и прозвали «балладником». Основная тема баллад – тема любви, безнадежное томление по счастью, тоска, грусть, религиозные настроения.
Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о прочитанных балладах.
Романтическая лирика. Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)
Чтение учащимися и анализ стихотворений о любви: «Желание», «К ней», «Песня», «Певец», «Мечты» и др.
«Певец сердечных утрат» – так называл Жуковского Белинский.
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот
и В. А. Жуковский – человек
Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика («Песня над гробом славян-победителей», «Вождю победителей» и др.). В 1812 году Жуковский вступает в Московское народное ополчение. Во время Бородинского сражения поэт находится на поле боя, хотя прямого участия в военных действиях не принимает.
Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.
В. А. Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих поэтов, художников, артистов. (Содействовал возвращению из ссылки А. С. Пушкина, А. И. Герцена, М. Глинки, способствовал освобождению из солдатчины Е. Баратынского, а из крепостных – Т. Шевченко, помогал декабристам и их семьям.)
Необходимо отметить личные нравственные качества Жуковского, оказывавшие влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости.
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (А. С. Пушкин)
Он познакомил русского читателя с лучшими поэтами Англии, Германии, Франции, Греции, Персии. Он перевел гомеровский эпос. Оригинальность переводческой манеры Жуковского раскрыта им самим в письме к Н. В. Гоголю (1848): «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое» [11, с. 63–64].
Домашнее задание (по группам).
1-я группа. «Певец во стане русских воинов». Чтение, анализ.
2-я группа. «Эолова арфа». Чтение, анализ.
Уроки 6–7
В. А. Жуковский.
Краткая характеристика творчества поэта
Цели: пробудить интерес учащихся к личности В. А. Жуковского, его общественной и педагогической деятельности; дать краткую характеристику творчества; расширить представление о своеобразии романтизма Жуковского и излюбленных лирических жанрах поэта; показать глубину переживаний и раздумий поэта в стихотворениях «Вечер», «Желание» и др.
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль …
А. С. Пушкин
Творчество В. А. Жуковского
Чтение стихотворений «Майское утро» (1797), «Сельское кладбище» (1802), «Вечер» (1807) (по выбору учащихся).
Излюбленный лирический жанр – элегия. Именно в элегии «Вечер» с гораздо большей полнотой отразилась личность автора, его внутренний мир. (Элегия – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения.)
Баллады Жуковского.
Баллада– сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие. В балладах особенно ярко проявился своеобразный романтизм Жуковского («Людмила», «Светлана», «Перчатка», «Кубок» и др.). Всего Жуковский написал 39 баллад, за что его и прозвали «балладником». Основная тема баллад – тема любви, безнадежное томление по счастью, тоска, грусть, религиозные настроения.
Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями о прочитанных балладах.
Романтическая лирика. Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)
Чтение учащимися и анализ стихотворений о любви: «Желание», «К ней», «Песня», «Певец», «Мечты» и др.
«Певец сердечных утрат» – так называл Жуковского Белинский.
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот
и В. А. Жуковский – человек
Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика («Песня над гробом славян-победителей», «Вождю победителей» и др.). В 1812 году Жуковский вступает в Московское народное ополчение. Во время Бородинского сражения поэт находится на поле боя, хотя прямого участия в военных действиях не принимает.
Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.
В. А. Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих поэтов, художников, артистов. (Содействовал возвращению из ссылки А. С. Пушкина, А. И. Герцена, М. Глинки, способствовал освобождению из солдатчины Е. Баратынского, а из крепостных – Т. Шевченко, помогал декабристам и их семьям.)
Необходимо отметить личные нравственные качества Жуковского, оказывавшие влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости.
4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (А. С. Пушкин)
Он познакомил русского читателя с лучшими поэтами Англии, Германии, Франции, Греции, Персии. Он перевел гомеровский эпос. Оригинальность переводческой манеры Жуковского раскрыта им самим в письме к Н. В. Гоголю (1848): «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое» [11, с. 63–64].
Домашнее задание (по группам).
1-я группа. «Певец во стане русских воинов». Чтение, анализ.
2-я группа. «Эолова арфа». Чтение, анализ.
Урок 8
Произведения В. А. Жуковского
«Певец во стане русских воинов» (1812),
«Эолова арфа» (1814)
Цели: расширить представление учащихся о творчестве В. А. Жуковского путем знакомства с лучшими произведениями поэта: «Певец во стане русских воинов» и «Эолова арфа»; помочь выделить ведущие идеи произведений, поэтическое обаяние и оригинальность языка стихотворений.
Ход урока
Ход уроков
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений.
Ф. Глинка
Южная ссылка (1820–1824)
Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
А. С. Пушкин в Москве
Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным.
Николай I: «Что сделал бы ты, если бы 14 декабря был в Петербурге?»
Ответ поэта: «Стал бы в ряды мятежников».
Годы скитаний (1827–1830)
Пушкин в письме А. Х. Бенкендорфу: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».
Доносы на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
Болдинская осень (1830)
Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
В Петербурге
18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.
Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».
Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.
Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
Дуэль и смерть Пушкина
27 января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
Из воспоминаний Л. Озерова: «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!». Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»
Из воспоминаний И. Пущина: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях...»**
В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».
Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря.
Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.
Домашнее задание.
Подготовить сообщения:
1. А. С. Пушкин в Царскосельском лицее.
2. Южная ссылка. Пушкин в Михайловском.
3. Дуэль и смерть Пушкина.
4. Выучить (наизусть) стихи – отклики на смерть Пушкина.
Урок 13
«Все волновало нежный ум» (А. С. Пушкин)
(Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина)
Цели: показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.
Ход урока
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Расскажите о пребывании А. С. Пушкина в Царскосельском лицее. Какова роль лицея в формировании мировоззрения и мироощущения поэта? (Духовный мир юного Пушкина, круг его интересов и увлечений, друзья-лицеисты, любимые преподаватели поэта. Место Пушкина в литературе по выходе из лицея. Чтение стихотворений лицейского периода.)
2. Как развивалось творчество А. С. Пушкина в годы ссылок? Чем молодой поэт навлекал на себя гнев царского правительства?
3. Что привело Пушкина к трагическому концу? Расскажите о дуэли и смерти поэта. Прочитайте стихи-отклики на смерть Пушкина (стихи В. Кюхельбекера, В. Жуковского, М. Лермонтова и др.). Чем дорог Пушкин каждому из поэтов?
Политическая лирика
Патриотические и вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. (Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» и др.).
Тема дружбы и любви
И. Пущин: «В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца».
Самая глубокая и преданная дружба – дружба, выросшая на основе общих идейных интересов. («Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу» и др.)
Любовные стихи Пушкина – целая «поэма» о подлинной любви, пробуждающей в человеке лучшие качества. («На холмах Грузии», «Талисман», «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы» и др.)
Пейзажная лирика
«Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня» и др.
Философская лирика
Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.
«Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия» и др.
Домашнее задание.
1. Подготовить сообщение «Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина».
2. Чтение-анализ стихотворений «Деревня», «Вольность», «Лицинию».
3. Выучить наизусть «К Чаадаеву», «В Сибирь» (по выбору).
Уроки 14–15
«Одна свобода мой кумир» (А. С. Пушкин)
(Патриотические и вольнолюбивые стихи
А. С. Пушкина)
Цели: показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с произведениями «К Чаадаеву», «Волность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…»; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чем притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
…в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
А. С. Пушкин. Памятник
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?
2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?
3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?
Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.
Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить.
А. С. Пушкин
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы для проверки:
1. Прочитать написанный дома анализ лирического произведения Пушкина.
2. Сделать сообщение о патриотических и вольнолюбивых стихах Пушкина. Прочитать наизусть.
Ход урока
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.
В. Г. Белинский
I. Проверка домашнего задания.
1. Сообщение «Пушкин – певец природы» (с чтением стихов о природе).
2. Чтение (наизусть) и анализ стихов «Осень» или «К морю».
Ход уроков
Эпиграф к уроку:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А. С. Пушкин
I. Проверка домашнего задания(см. вопросы домашнего задания в предыдущем плане).
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Ф. И. Тютчев
Ход урока
Эпиграф к уроку:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Онегин
Часть 1. Предисловие
1-я песнь (глава). Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г.
2-я песнь (глава). Поэт. Одесса. 1824 г.
3-я песнь (глава). Барышня. Одесса, Михайловское. 1824 г.
Часть 2
4-я песнь. Деревня. Михайловское. 1825 г.
5-я песнь. Именины. Михайловское. 1825 г., 1826 г.
6-я песнь. Поединок. Михайловское. 1826 г.
Часть 3
7-я песнь. Москва. Михайловское. П. Б. Малинники. 1827–1828 г.
8-я песнь. Странствие. Павловское. Москва. 1829 г. Болдино.
9-я песнь. Большой свет. Болдино. 1830 г.
Примечания Пушкина
1823 г. 9 мая, в Кишиневе.
1830 г. 25 сентября, в Болдине.
В тексте романа нет деления на части, нет и названий глав. Но поэт указал время и место написания каждой главы.
В окончательном варианте отсутствует глава 8 о странствии Онегина. Пушкин признается, что «выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… по причинам, важным для него, а не для публики».
Пушкин написал и главу 10, но сжег ее в октябре 1830 г. (Исследователи творчества Пушкина говорят, что в десятой главе поэт описал Отечественную войну и восстание декабристов. Онегин должен был сыграть какую-то роль в восстании.)
Какова дальнейшая судьба главного героя? По воспоминаниям М. В. Юзефовича, «Онегин должен или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».
Действие романа развивается с 1819 по 1825 г.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Обсуждение вопросов домашнего задания (см. предыдущий план).
Глава 3.
1. Как соотносится эпиграф к главе 3 с образом Татьяны Лариной?
2. Как Пушкин отзывается о Татьяне? Ольге? Чем сестры отличаются друг от друга?
3. Почему Татьяна полюбила именно Онегина? Почему решилась написать письмо?
4. Перечитаем строфы 16–21. Прав ли В. Г. Белинский, сказав, что «разговор Татьяны с нянею – чудо художественного совершенства!»? Какое значение для постижения душевного состояния героини имеет ночной разговор с няней?
5. Письмо Татьяны. («Письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле».) О чем говорит письмо Татьяны к Онегину? Какой мы видим героиню? Осуждаем ли? Сочувствуем?
6. Какова роль главы 3 в композиции романа? (Главное значение – завязка сюжетной линии Онегин – Татьяна, развитие образа няни.)
Глава 4.
1. Сцена свидания Онегина с Татьяной. Какими предстают перед нами герои Пушкина? Какие чувства в Онегине вызвала любовь Татьяны?
2. Строфы 23–24. Как относится автор к «безумным страданиям» Татьяны? («Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!») Какую оценку дает автор «исповеди» Онегина?
3. Что говорит Пушкин в лирических отступлениях о себе, о своей жизни?
4. Каким настроением проникнуты строфы 35–36, 43–44? Можно ли назвать их автобиографическими? Почему?
5. Как развиваются отношения Онегина и Ленского? Что принесла Онегину дружба с Ленским?
6. Какова роль главы 4 в композиции романа? (Кульминация в сюжетной линии Онегин – Татьяна, «отповедь Онегина»; дальнейшее развитие действия в сюжетной линии Ленский – Ольга и Онегин – Ленский.)
Глава 5.
1. О чем рассказывает автор в главе 5? (Прекрасным зим