Список экзаменационных вопросов.
1. Романтизм. Исторические и философские основы явления. Представители романтизма в литературе. Важнейшие произведения. Романтические жанры. Типы романтического героя.
2. Романтизм в Германии. Представители романтизма в немецкой литературе. Роль «кружков» и локальных центров в истории немецкого романтизма. Важнейшие произведения. Принцип романтической иронии.
3. Гофман, своеобразие творческого облика и положение в немецкой литературе: Гофман и романтизм. Основные произведения, темы, приемы.
4. Английская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм в английской литературе. Разнообразие форм английского романтизма. Английский исторический роман и романтизм.
5. Творчество Диккенса. Биографический и культурно-исторический контекст творчества. Важнейшие произведения, темы и мотивы. Традиции сказки и воспитательного романа в произведениях Диккенса.
6. Французская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.
7. Бальзак. Биографический контекст творчества. Замысел и структура «Человеческой комедии». Усвоение и переосмысление Бальзаком современных научных теорий. Принципы типизации. Социологический анализ и романтическая образность в произведениях Бальзака.
8. Флобер. Важнейшие произведения. Флобер и романтизм. Эстетическая концепция Флобера и ее воплощение в его произведениях. Тема буржуазии и образы буржуа у Флобера.
9. Основные черты духовной ситуации в Европе рубежа веков. Рихард Вагнер и его значение. «Декадентство» как историко-литературное и культурологическое понятие. Основные черты искусства декаданса. Важнейшие представители и тексты декаданса.
10. Культурно-философский контекст формирования натурализма в европейских литературах. Отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века. Научные основы натурализма. Представители натурализма. Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя.
11. Творчество Мопассана.
12. Особенности развития литературы Великобритании 1870–1910-х годов. Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена. Литературное значение викторианства. Социально-культурный тип викторианского джентльмена и его литературное воплощение. Образ и оценка викторианской культуры в литературе рубежа веков. Наследие викторианства в современной литературе.
13. Хенрик Ибсен. Эстетические принципы, этапы творчества. Важнейшие темы и идеи Ибсена. Ибсен – реформатор западноевропейской драмы. Психологизм, реализм и символика пьес Ибсена, их антибуржуазный пафос, индивидуалистические тенденции. Структура конфликта, характер диалога, роль детали в драмах Ибсена. Образ героя-идеалиста.
14. Символизм как эстетическая концепция. Представители и важнейшие тексты символизма в европейских литературах. Философские основы поэтической практики Малларме и приемы построения образа. Особенности символизма в драматургии: внешнее и внутреннее действие, характер диалогов.
15. Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма. Философское, культурологическое и историко-литературное содержание понятия. Основные черты эстетической концепции модернизма.
16. Марсель Пруст. Замысел и построение книги «В поисках утраченного времени». Основные мотивы. Соотношение реальности, памяти и художественного творчества. Традиции биографического и психологического романа. Концепция личности в романе Пруста.
17. Джеймс Джойс. Основные черты судьбы, личного и творческого облика писателя. Становление творческого метода Джойса в романе «Портрет художника в юности». Замысел и построение романа «Улисс». «Поток сознания» и «поток жизни». Система кодов «Улисса». Значение гомеровских параллелей. Проблема авторской точки зрения и интерпретации романа.
18. Франц Кафка. Судьба и творчество. Темы отчуждения и свободы, вины и ответственности, искусства в произведениях Кафки. Образ действительности, герой, авторская позиция
19. Творчество Томаса Манна, его идейные и эстетические основы. Важнейшие произведения. Образ Густава Ашенбаха в новелле «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса.
20. Творчество Германа Гессе, его идейные и эстетические основы. Природа и культура в романе «Степной волк». Структура человеческого Я в изображении Гессе. Гессе и философско-эстетическая концепция модернизма. Проблема «интеллектуального романа».
21. Джордж Бернард Шоу. Отношение Шоу к идеологическим тенденциям его времени. Фабианство Шоу. «Неприятные пьесы»: идеи и поэтика. Образ доктора Хиггинса в комедии «Пигмалион». Идейная структура пьесы, основные смысловые оппозиции. Тема любви в комедии. Смысл финала.
22. Авангардистские течения в европейских литературах рубежа веков. Культурно-исторические и философские основы авангардизма. Основные черты поэтики авангардизма. Авангардизм и модернизм: общее и различное. Задачи искусства в авангардистской эстетике. Авангардизм и культурная парадигма декаданса. Итальянский футуризм. Проблема экспрессионизма.
23. Литература «потерянного поколения». Факторы формирования. Идеи и эстетика «потерянного поколения».
24. Роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
25. Судьба и творчество Эрнеста Хемингуэя. Хемингуэй и «потерянное поколение». Хемингуэй-новеллист. Книга рассказов «В наше время». Основная проблематика, эстетические принципы, стиль. Этика хемингуэевского героя.
26. Авангардистские течения в европейской литературе 1910–1930-х годов. Мировоззренческие основы, теория и практика дадаизма и сюрреализма.
27. Бертольд Брехт: литературная и общественная позиция. Брехт и «потерянное поколение». Брехт и коммунизм. Принципы эпического театра. Характеристика одной из пьес Бертольда Брехта. Материал, тема, приемы очуждения. Идеологическое и эстетическое содержание пьесы.
28. Творчество Жана Поля Сартра. Основные идеи и темы его произведений. Философское и художественное содержание творчества Сартра.
29. Альбер Камю: от «абсурда» к «бунту» (эволюция творчества). Важнейшие произведения Камю, их темы, проблемы, стиль.
30. Джером Дэвид Сэлинджер и его книга «Над пропастью во ржи».
31. Владимир Набоков как американский писатель.
32. Сэмюэл Беккет. Основные черты творческого и жизненного пути, своеобразие положения в литературе. Важнейшие произведения, их жанры, темы, образы. Беккет и «театр абсурда».
33. Особенности развития литератур Латинской Америки ХХ века. Культурно-исторический фон, синтез традиций в латиноамериканском искусстве. Виднейшие представители латиноамериканской прозы.
34.Основные черты современной литературной ситуации (1980–1990-е годы). «Постмодернизм», аспекты содержания понятия. Крупнейшие современные писатели.
Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.
Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.
Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 3 балла. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.
Критерии оценки (балльно-рейтинговая система).
«Отлично»: 81 – 100 баллов.
«Хорошо»: 61 – 80 баллов.
«Удовлетворительно»: 41 – 60 баллов.
Критерии оценки по видам работ:
Виды работ | Максимальное количество баллов |
Посещение занятий | |
Контрольная работа по текстам 1 | |
Контрольная работа по текстам 2 | |
Доклад на практическом занятии 1 | |
Доклад на практическом занятии 2 | |
Работа на практических занятиях | |
Итоговая контрольная работа | |
Собеседование по ДВ | |
Основная литература по курсу
Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001. См. статьи: Толмачев В.М. Где искать XIX век? (романтизм) Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. В 2-х т. М., 2007.
Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. СПб., 2004.
История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под ред. Т. В. Соколовой. 2-е изд. М., 2003.
История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. М., 2001.
История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А. Соловьевой) М.: Высшая школа, 1991. 2-е изд. М., 1999.
Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. М., 2004.
Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М., 2002.
Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830–1860-е гг.). М., 2005.
Дополнительная литература по курсу
Американская литература в русской критике: Библиогр. указ. [1986–1990]. М., 1992.
Гиль О. Л. Зарубежная литература ХХ века; учебно-методическое пособие. М., 2011.
Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.
Дэвис Норман. История Европы. М., 2006.
История всемирной литературы : в 9 т. М., 1994. – Т. 6, 7, 8.
Леонова Е. А. Немецкая литература XX века: Германия, Австрия : учебное пособие. М., 2010.
Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2003.
Лошакова Т. В., Лошаков А. Г. Зарубежная литература ХХ века (1940–1990-е годы): практикум; учебное пособие. М., 2010.
Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Австралия, Америка: Лит.-биогр. справочник. М.; СПБ, 1997.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Теория литературы: Учеб.пособие для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2.: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие. М., 2010.
Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005.
Яценко В. М. История зарубежной литературы второй половины ХХ века: учебник. М., 2012.
Литература по отдельным темам
Гофман
В мире Э.Т.А. Гофмана: Сб. статей / Под ред. В.И. Грешных. Калининград. Вып. 1. 1994.
Виткоп-Менардо Г. Э.Т.А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1999.
Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Сост. К. Гюнцеля. Пер. с нем. М., 1987.
Карельский А. Сказки и правда Гофмана // Гофман Э.Т.А. Новеллы. М., 1991.
Карельский А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 1.
Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1990.
Сафрански Р. Гофман. М., 2005 (ЖЗЛ).
Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. Рига, 1972.
Художественный мир Э.Т.А. Гофана: Сб. статей / Под ред. И.Ф. Бэлзы. М., 1982.
Чавчанидзе Д.Л. «Романтическая ирония» в творчестве Э.Т.А. Гофмана // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1967. Вып. 280.
Бальзак
Моруа А. Литературные портреты. – М.: Прогресс, 1970. – 455 с.
Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – 559 с.
Цвейг Ст. Бальзак. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 768 с.
Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. — М., 1967.
Реизов Б. Г. Бальзак. — Л., 1960.
Диккенс
Гениева Е.Ю. Чарльз Диккенс: Великая тайна. М., 1993.
Ивашева В.В. Творчество Диккенса. М., 1954.
Катарский И.М. Чарльз Диккенс. М., 1960.
Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Биография писателя. М., 1989.
Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998
Нерсесова М.А. Творчество Чарльза Диккенса. М., 1957.
Оруэлл Дж. Диккенс // Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь, 1992.
Пирсон Х. Диккенс / Пер. с англ. М. Кан. М., 2002.
Сильман Т.И. Диккенс: Очерк творчества. Л., 1970.
Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. М., 1990.
Тугушева М. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М., 1979.
Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / Пер. с англ. Р. Померанцевой и В. Харитонова. М., 1975.
Цвейг Ст. Чарльз Диккенс // Цвейг Ст. Собр. соч.: В 7 т. М., 1963. Т. 6.
Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / Пер. с англ. Н. Трауберг. М., 1982
Флобер
Валери П. Искушение (святого) Флобера // Валери П. Об искусстве. М., 1993.
Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер: Из истории реализма во Франции. М., 1955.
Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. СПб., 1998.
Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи: В 2 т. / Сост. С. Лейбович. М., 1984.
Франс А. Гюстав Флобер // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т. 8.
Фрид Я. Гюстав Флобер // Флобер Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983. Т. 1.
Братья Гонкур. Эмиль Золя
Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.
Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13.
Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1994.
Лансон Г. История французской литературы. Современная эпоха. М., 1909.
Лосев А. Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.
Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996.
Толмачев В. М. Мир Гонкуров // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1990.
Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1972.
Мопассан
Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13.
Ерофеев В. В. Поэтика и этика рассказа: Стили Чехова и Мопассана // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.
Маркин А. В., Смышляева А. М. Неконструктивное противоречие в структуре новеллы Ги де Мопассана «Пышка» // Известия Уральского государственного университета. 2000. № 3.
Моруа А. Мопассан // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.
Розанов В. В. Один из певцов «вечной весны» (Мопассан) // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995.
Толстой Л. Предисловие к соч. Гюи де Мопассана // Толстой Л. Что такое искусство? М., 1985; или: Толстой Л. Н. Собрание соч. : в 22 т. М., 1983. Т. 15: Статьи о литературе и искусстве.
Франс А. Мопассан и французские рассказчики // Франс А. Собр. соч. : в 8 т. М., 1960. Т. 8.
Генри Джеймс
Елистратова А. Предисл. // Джеймс Г. Повести и рассказы. М., 1973.
Зверев А. М. Джеймс. Пора зрелости // Джеймс Г. Послы. М., 2000.
Каули М. Два Генри Джеймса // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.
Мориак Ф. Что дал роману Фрейд? Заметки на полях «Бостонок» // Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986.
Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (Гл. 23: Американские декаденты: Эмерсон, Уитмен, Джеймс).
Селитрина Т. Л. Генри Джеймс и проблемы английского романа, 1880–1890. Свердловск, 1989.
Сноу Ч. П. Генри Джеймс // Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М., 1985.
Урнов Д. М. Англо-американский вариант (к проблеме определений) // Контекст-1985. М., 1986.
Шерешевская М. А. Генри Джеймс и его роман «Женский портрет» // Генри Джеймс. Женский портрет. М., 1984.
Хенрик Ибсен.
Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989.
Анненский И. Бранд-Ибсен // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.
Белый А. Символический театр. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.
Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962.
Мережковский Д. Ибсен // Мережковский Д. Вечные спутники. М., 1995.
Хейбьерг Х. Генрик Ибсен. М., 1975.
Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
Оскар Уайльд.
Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986.
Аникст А. А. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранные произведения: в 2 т. М., 1960. Т. 1; или: Оскар Уайльд. Пьесы. М., 1960.
Берштейн Е. Русский миф об Оскаре Уайльде // Эротизм без берегов. М., 2004.
Борхес Х. Л. Об Оскаре Уайльде // Борхес Х. Л. Собр. соч. : в 4 т. СПб, 2005. Т. 2.
Бэлза И. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранное. М., 1989.
Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль. М., 2005.
Викторианская культура: Современный взгляд // НЛО, 2004, № 70.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (Гл. 20. Прекрасный мальчик-разрушитель: «Портрет Дориана Грея». Гл. 21. Английский эпицен: «Как важно быть серьезным» Уайльда).
Парандовский Я. Король жизни // Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1990.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.
Чуковский К. И. Оскар Уайльд // Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1960.
Шестаков Д. П. Парадоксалисты // Театр. 1977. № 3.
Эллман Р. Оскар Уайльд. М., 2000.
Джордж Бернард Шоу
Гражданская З. Бернард Шоу // Шоу Б. Пьесы. М., 1969.
Гражданская З. Бернард Шоу. М., 1979.
Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу. М., 1978.
Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу. М., 1965.
Пирсон Х. Б. Шоу. М., 1972.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Шестаков Д. П. Парадоксалисты // Театр. 1977. № 3.
Пруст
Андреев Л. Г. Пруст. М., 1968.
Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994.
Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
Бочаров С. Г. Пруст и поток сознания // Критический реализм и модернизм. М., 1967.
Валери П. Памяти Марселя Пруста // Валери П. Рождение Венеры. СПб., 2000.
Вишневский А. О Поле Валери // Валери П. Об искусстве. М., 1993.
Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1976.
Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. С. 385–431.
Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.
Еремеев Л. А. Французский литературный модернизм. Киев., 1991.
Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.
Женетт Ж. Метонимия у Пруста // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 2.
Женетт Ж. Пруст-палимпсест. Пруст и «непрямой» язык // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 1.
Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М., 1985.
Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. М., 1995.
Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Изд-во Урал. ун-та, 1999.
Михайлов А. Д. «Содом и Гоморра» // Пруст М. Содом и Гоморра. М., 1993.
Михайлов А. Д. Цикл Альбертины // Пруст М. Пленница. М., 1992.
Мориак Ф. По направлению к Прусту // Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1987.
Моруа А. В поисках Марселя Пруста. СПб., 2000.
Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.
Моруа А. Пруст // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М. : Радуга, 1983.
Набоков В. В. Марсель Пруст // Набоков В. В. Лекции о зарубежной литературе. М., 2000.
Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Ревель Ж. Ф. О Прусте: Размышляя о цикле «В поисках утраченного времени». М., 1995.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. С. 258–266, 287–312.
Фернандес Д. Древо до корней: психоанализ творчества. Эссе. СПб., 1998.
Джойс
Вайль П. Гений места. М., 1998.
Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.
Литературный мир об «Улиссе» // Иностранная литература. 1989. № 5, 8, 10, 11.
Мелетинский Е. М. Антитеза: Джойс и Томас Манн // Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
Набоков В. В. Джойс // Набоков В. В. Лекции о зарубежной литературе. М., 2000.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. С. 258–266; 287–312.
Эко У. Поэтики Джойса. СПб., 2003.
Элиот Т. С. «Улисс», порядок и миф // Иностранная лититература. 1988. № 12.
Кафка
Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994.
Беньямин В. Франц Кафка. М., 2000.
Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.
Борхес Х. Л. Франц Кафка. «Превращение» // Борхес Х. Л. Собр. соч. : в 4 т. СПб, 2005. Т. 3.
Вайль П. Гений места. М., 1998.
Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1966.
Гессе Г. Франц Кафка // Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987.
Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.
Затонский Д. В. Предисловие // Кафка Ф. Рассказы. Пропавший без вести (Америка): Роман. М., 1999. С. 5–44.
Затонский Д. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1994.
Зусман В. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. Н. Новгород, 1996.
Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Кафки // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990; или: Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990.
Набоков В. Франц Кафка. «Превращение» // Иностранная литература. 1997. № 11 или Набоков В. В. Лекции о зарубежной литературе. М., 2000.
Оден У. Х. Человек без «Я» // Оден У. Х. Чтение. Письмо: Эссе о литературе. М., 1998.
Подорога В. А. Франц Кафка. Конструкция сновидений // Логос. 1994. № 5.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. С. 258–266, 287–312.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Томас Манн
Аверинцев С. С., Михайлов А. В. Манн Томас // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2 т. СПБ, 1998. Т. 2.
Адмони В. Г., Сильман Т. И. Томас Манн: Очерк творчества. Л., 1960.
Апт С. К. Над страницами Томаса Манна. М., 1980.
Апт С. К. Томас Манн. М., 1972.
Вильмонт Н. Н. Томас Манн и его «Будденброки» // Манн Т. Будденброки. М., 1969.
Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987.
Дирзен И. Эпическое искусство Т. Манна. М., 1981.
Мелетинский Е. М. Антитеза: Джойс и Томас Манн // Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
Павлова Н. С. Типология немецкого романа, 1900–1945. М., 1982.
Парамонов Б. Шедевр немецкого «славянофильства». О «Размышлениях аполитичного» Томаса Манна // Парамонов Б. След: Философия. История. Современность. М., 2001.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Хильшер Э. Поэтические картины мира. М., 1979.
Герман Гессе
Аверинцев С. С. [Предисловие] // Гессе Г. Избранное. М., 1977.
Березина А. Г. Герман Гессе. Л., 1976.
Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987.
Гулыга А. Интеллектуальная проза Г. Гессе // Новый Мир.1978. № 9.
Затонский Д. В. Парадоксы Г. Гессе // Затонский Д. В. В наше время. М., 1979.
Каралашвили Р. Г. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.
Павлова Н. С. «У всех пропастей на краю…» // Гессе Г. Игра в бисер. М., 1992.
Павлова Н. С. Типология немецкого романа, 1900–1945. М., 1982.
Паломничество Германа Гессе в страну Востока / Вступ. ст., сост. и примеч. Р. Г. Каралашвили // Восток – Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982.
Седельник В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970.
Хильшер Э. Поэтические картины мира. М., 1979.
Хуцишвили Г. Ш. Идея метакультуры в романе Германа Гессе «Игра в бисер» // Филос. науки. 1988. № 12.
Фицджеральд
Горбунов А. Н. Романы Ф. С. Фицджеральда. М., 1974.
Гайсмар М. Фицджеральд, Орест в отеле «Риц» // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.
Зверев А. М. Фрэнсис Скотт Фицджеральд // Фицджеральд. Избр. произв. В 3 т. М., 1994. Т. 1.
Олдридж Джон. Жизнь Гэтсби //Олдридж Джон. После потерянного поколения. М., 1981.
Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.
Тернбулл Э. Фицджеральд. М., 1981.
Хемингуэй
Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.
Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.
Грибанов Б. Т. Хемингуэй. М., 1971.
Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй. Герой и время. М., 1980.
Засурский Я. Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.
Кашкин И. А. Эрнест Хемингуэй. М., 1966.
Лидский Ю. Я. Творчество Эрнеста Хемингуэя. Киев, 1978.
Росс Л. Портрет Хемингуэя. М., 1966.
Старцев А. И. Хемингуэй и потерянное поколение // Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.
Уоррен Р. П. Хемингуэй // Уоррен Р. П. Как работает поэт. М., 1986.
Финкельштейн И. Л. Хемингуэй-романист. 20–30-е годы. Горький, 1974.
Брехт
Брехт Б. О «Кавказском меловом круге» // Брехт Б. Театр. В 5 т. М., 1965. Т. 5, ч. 1.
Брехт Б. О неаристотелевской драме // Там же. Ч. 2.
Затонский Д. В. Зеркала искусства. М., 1975.
Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ в. М., 1979.
История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.
История немецкой литературы: В 5 т. М., 1968. Т. 5. 1918–1945.
Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
Копелев Л. Брехт. М., 1966.
Сартр Ж. П. Брехт и классики // Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.
Сурина Т. М. Станиславский и Брехт. М., 1975.
Туровская М. И. На границе искусств: Брехт и кино. М., 1984.
Фрадкин И. М. Бертольд Брехт. Путь и метод. М., 1985.
Фриш М. Воспоминания о Брехте // Фриш М. Листки из вещевого мешка. М., 1987.
Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.
Эткинд Е. Г. Бертольд Брехт. Л., 1971.
Сартр
Андреев Л. Г. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
Бачелис Т. И. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М., 1962.
Бачелис Т. И. Интеллектуальный театр // Современный зарубежный театр. Очерки. Борьба идей и направлений. М., 1969.
Великовский С. И. Путь Сартра-драматурга // Сартр. Пьесы. В 2-х тт. М., 1999. Т. 1.
Давыдов Ю. Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры ХХ века. М., 1972.
Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). М., 1975
Ерофеев В. В. Мертвая проза Сартра // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.
Зенкин С. [Всупит.ст.] // Сартр. Тошнота. М., 1994.
Моруа А. Сартр // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.
Новые прочтения Сартра: Зенкин С. От составителя. Нудельман Ф. Сартр — автор своего времени? Альсберг К. Защита от пустоты. Зенкин С. Сартр и сакральное // Новое лит. обозрение. 2005. № 76.
Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.
Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
Фокин С. Экзистенциализм — это коллаборационизм? (Несколько штрихов к портрету Жана-Поля Сартра в оккупации) // Новое лит. обозрение. 2002. № 55.
Камю
Великовский С. И. Проклятые вопрос Камю // Камю. Избранное. М., 1989.
Днепров В. Д. Злой человек и добрый человек // Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. М., 1970; Иностр. лит. 1968. № 7.
Ерофеев В. В. Мысли о Камю // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.
Кушкин Е. П. Альбер Камю: Ранние годы. Л., 1982.
Моруа А. Камю // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.
Палиевский П. В. Камю //Палиевский П. В. Литература и теория. М., 1979
Сартр Ж. П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986; или: Сартр Ж. П. Ситуации. М., 1998.
Фокин С. Альбер Камю. СПб., 1999
Сэлинджер
Гайсмар М. Сэлинджер: мудрое дитя и школа журнала «Нью-Йоркер» // Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.
Галинская И. Л. Загадки известных книг. М., 1986.
Галинская И. Л. Философские и этические основы поэтики Сэлинджера. М., 1975.
Книпович Е. Ф. Люди над пропастью // Знамя. 1961. № 6.
Лидский Ю. Я. Очерки об американских писателях ХХ века. Киев, 1968.
Менанд Луис. «Над пропастью во ржи» 50 лет спустя // Иностр. лит. 2005. № 10.
Панова В. О романе Сэлинджера… // Иностр. лит., 1960, № 11.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. «Хорошо ловится рыбка бананка».
Набоков
Анастасьев Н. А. Феномен Набокова. М., 1992.
Бродски А. «Лолита» Набокова и послевоенное эмигрантское сознание (Автор. пер. с англ. В. Нугатова) // Новое лит. обозрение. 2002. № 58.
Ерофеев В. В. Набоков в поисках потерянного рая // Набоков В. В. Другие берега: Сб. Л., 1991; Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.
Липовецкий М. Н. Из предыстории русского постмодернизма (метапроза Владимира Набокова: от «Дара» до «Лолиты») // Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.
Липовецкий М. Н. Лолита // Урал. 1992. № 4.
Литературная история США: В 3 т. М., 1979. Т. 3.
Литературный гид: Тень Набокова // Иностр. лит. 1999. № 12.
Набоков В. В.: pro et contra. Спб., 1997.
Набоков В. В.: pro et contra. Спб., 2001.
Проффер К. Ключи к «Лолите». СПб., 2000.
Пурин А. В. Набоков и Евтерпа // Новый мир. 1993. № 2.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. «Бледный огонь».
Ухова Е. Призма памяти в романах Владимира Набокова // Вопр. лит. 2003. №4.
Эпштейн М. Н. Искусство в погоне за естеством: сексуальная революция в литературе Запада // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–ХХ веков. М., 1988.
Сэмюэл Беккет
Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е гг. М., 1977.
Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.
Дубин Б. На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в ХХ веке. М., 2005.
Коренева М. М. Невыносимая доступность небытия // Беккет С. Театр: Пьесы. СПБ., 1999.
Портрет в зеркалах: Сэмюэл Беккет // Иностр. лит. 2000. № 1.
Проскурникова Т. Б. Театр Франции: Судьбы и образы. СПБ, 2002.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Театр абсурда.
Французская литература, 1945–1990. М., 1995.