Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году

Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году

(далее – Конкурс)

I. Организация проведения Конкурса

1.1. Организация и проведение территориального и регионального этапов Конкурса регламентируются Положением о региональном этапе Конкурса и данными методическими рекомендациями по организации и проведению Конкурса.

1.2. Для организационно-технического и информационного обеспечения, определения победителей Конкурса создаются и утверждаются региональная рабочая группа по проведению регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году и территориальная рабочая группа.

1.3. Для оценки работ участников Конкурса создаются и утверждаются жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году и состав жюри территориального этапа Конкурса (далее – жюри).

II. Принципы формирования, функции и полномочия рабочих групп этапов Конкурса

2.1. Состав региональной рабочей группы и территориальной рабочей группы (далее – рабочая группа), осуществляющих организационно-техническое и информационное обеспечение, определение победителей Конкурса, формируется из числа:

практикующих учителей русского языка и литературы;

представителей системы методической поддержки преподавания гуманитарных предметов (методистов, сотрудников системы повышения квалификации);

представителей администрации образовательных организаций;

представителей органов управления образованием.

2.2. Рабочая группа Конкурса:

является исполнительным органом Конкурса и несет ответственность за организацию Конкурса;

осуществляет мероприятия по проведению Конкурса и подведению итогов;

обеспечивает условия участия в Конкурсе обучающихся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающихся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечивает организацию работы жюри Конкурса;

составляет рейтинговые списки победителей по возрастным группам на основании итогов работы жюри;

рассматривает и утверждает итоги проведения Конкурса;

разрабатывает процедуру награждения победителей Конкурса;

осуществляет связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки и широкого освещения проведения Конкурса.

III. Принципы формирования, функции и полномочия жюри Конкурса

3.1. Состав жюри Конкурса формируется из числа:

практикующих учителей русского языка и литературы;

представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы;

представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса.

3.2. Требования к отбору членов жюри Конкурса:

наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;

отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).

Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.

3.3. Функции и полномочия жюри Конкурса:

члены жюри открытым общим голосованием избирают Председателя жюри;

жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;

каждую работу оценивают не менее 3 членов жюри методом случайной выборки;

жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;

жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри;

председатель жюри передает протоколы и оцененные конкурсные работы членам рабочей группы Конкурса для составления рейтинговых списков.

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.

3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Рецензия

1. Критический разбор произведения – литературно-художественного, научного, публицистического характера и т.п., - дающий информацию об этом произведении и его оценку.

2. Критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное, а при необходимости и краткое содержание. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединенных по какому-либо признаку, называется обозрением.

3. Жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензата к исследуемому произведению. Предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

4.3. Выбор темы конкурсной работы.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:

– «История моего знакомства с …. (краем или историей)». Жанр – рассказ. Тематическое направление: Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины);

− «Ночь в музее». Жанр – сказка. Тематическое направление: Октябрь 1917 в отечественной литературе и кинематографе или Приведи в порядок свою планету;

− «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;

− «На родине … (писателя …)». Жанр – заочная экскурсия, очерк. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;

− «Слово о …». Жанр – слово. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;

− «Театральный разъезд. После премьеры пьесы….». Жанр – рецензия. Тематическое направление: Юбилейные даты региональных писателей или Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

− «Бежать или смотреть?». Жанр – эссе, рецензия. Тематическое направление: Самарская область за здоровый образ жизни!

− «Поэзия Труда» (стихи/проза о труде русских поэтов)». Жанр – очерк, эссе. Тематическое направление: Именно в труде, и только в труде, велик человек.

Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

V. Требования к конкурсным работам

5.1. Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участников Конкурса, должен заполнить заявку на участие в конкурсе.

5.2. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.

5.3. Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

5.4. Работа выполняется на типовом бланке. (Образец заполнения и бланк прилагаются).

Наличие цветного принтера для распечатки бланков не обязательно.

5.5. К Конкурсу допускаются работы в объёме: 4-6 класс – 1-3 стр.; 7-9 класс – 3-4 стр.; 10-11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования – 4-6 стр. рукописного текста.

Титульный лист чистовика не входит в количество страниц, определенное в качестве рекомендуемого объема конкурсной работы. Незначительное увеличение или уменьшение установленного объема допускается.

5.6. К оценке членами жюри не принимаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия. Допускается иллюстрирование конкурсных работ автором.

Сопроводительный лист

Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году

(далее – Конкурс)

Наши рекомендации