Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году
Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году
(далее – Конкурс)
I. Организация проведения Конкурса
1.1. Организация и проведение территориального и регионального этапов Конкурса регламентируются Положением о региональном этапе Конкурса и данными методическими рекомендациями по организации и проведению Конкурса.
1.2. Для организационно-технического и информационного обеспечения, определения победителей Конкурса создаются и утверждаются региональная рабочая группа по проведению регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году и территориальная рабочая группа.
1.3. Для оценки работ участников Конкурса создаются и утверждаются жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году и состав жюри территориального этапа Конкурса (далее – жюри).
II. Принципы формирования, функции и полномочия рабочих групп этапов Конкурса
2.1. Состав региональной рабочей группы и территориальной рабочей группы (далее – рабочая группа), осуществляющих организационно-техническое и информационное обеспечение, определение победителей Конкурса, формируется из числа:
практикующих учителей русского языка и литературы;
представителей системы методической поддержки преподавания гуманитарных предметов (методистов, сотрудников системы повышения квалификации);
представителей администрации образовательных организаций;
представителей органов управления образованием.
2.2. Рабочая группа Конкурса:
является исполнительным органом Конкурса и несет ответственность за организацию Конкурса;
осуществляет мероприятия по проведению Конкурса и подведению итогов;
обеспечивает условия участия в Конкурсе обучающихся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающихся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечивает организацию работы жюри Конкурса;
составляет рейтинговые списки победителей по возрастным группам на основании итогов работы жюри;
рассматривает и утверждает итоги проведения Конкурса;
разрабатывает процедуру награждения победителей Конкурса;
осуществляет связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки и широкого освещения проведения Конкурса.
III. Принципы формирования, функции и полномочия жюри Конкурса
3.1. Состав жюри Конкурса формируется из числа:
практикующих учителей русского языка и литературы;
представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы;
представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса.
3.2. Требования к отбору членов жюри Конкурса:
наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;
отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).
Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.
3.3. Функции и полномочия жюри Конкурса:
члены жюри открытым общим голосованием избирают Председателя жюри;
жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;
каждую работу оценивают не менее 3 членов жюри методом случайной выборки;
жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;
жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри;
председатель жюри передает протоколы и оцененные конкурсные работы членам рабочей группы Конкурса для составления рейтинговых списков.
Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
Рецензия
1. Критический разбор произведения – литературно-художественного, научного, публицистического характера и т.п., - дающий информацию об этом произведении и его оценку.
2. Критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное, а при необходимости и краткое содержание. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединенных по какому-либо признаку, называется обозрением.
3. Жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензата к исследуемому произведению. Предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.
4.3. Выбор темы конкурсной работы.
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.
Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:
– «История моего знакомства с …. (краем или историей)». Жанр – рассказ. Тематическое направление: Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины);
− «Ночь в музее». Жанр – сказка. Тематическое направление: Октябрь 1917 в отечественной литературе и кинематографе или Приведи в порядок свою планету;
− «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;
− «На родине … (писателя …)». Жанр – заочная экскурсия, очерк. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;
− «Слово о …». Жанр – слово. Тематическое направление: Юбилеи российских писателей;
− «Театральный разъезд. После премьеры пьесы….». Жанр – рецензия. Тематическое направление: Юбилейные даты региональных писателей или Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.
− «Бежать или смотреть?». Жанр – эссе, рецензия. Тематическое направление: Самарская область за здоровый образ жизни!
− «Поэзия Труда» (стихи/проза о труде русских поэтов)». Жанр – очерк, эссе. Тематическое направление: Именно в труде, и только в труде, велик человек.
Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
V. Требования к конкурсным работам
5.1. Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участников Конкурса, должен заполнить заявку на участие в конкурсе.
5.2. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
5.3. Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
5.4. Работа выполняется на типовом бланке. (Образец заполнения и бланк прилагаются).
Наличие цветного принтера для распечатки бланков не обязательно.
5.5. К Конкурсу допускаются работы в объёме: 4-6 класс – 1-3 стр.; 7-9 класс – 3-4 стр.; 10-11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования – 4-6 стр. рукописного текста.
Титульный лист чистовика не входит в количество страниц, определенное в качестве рекомендуемого объема конкурсной работы. Незначительное увеличение или уменьшение установленного объема допускается.
5.6. К оценке членами жюри не принимаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия. Допускается иллюстрирование конкурсных работ автором.
Сопроводительный лист
Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году
(далее – Конкурс)