Критерии оценивания выразительного чтения (наизусть)
I. Общая техника речи обучающегося: дыхание; сила голоса (диапазон); тон (диапазон); дикция; соблюдение орфоэпических норм.
II. Интонирование чтения: громкость (адекватность содержанию);
соблюдение логических и психологических пауз; логические ударения; темпоритм; мелодика (движение голоса по звукам); выбор эмоционального тона; тембровая окраска.
III. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Оценивание:
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки более чем по трем требованиям
Оценка "1" – не выполнены требования, предъявляемые к выразительному чтению
Критерии оценивания учебных достижений обучающихся
по изучению литературы родного края
Новое содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона – Донбасса, в котором живут и учатся школьники, без чтения художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили литературное наследие.
Уроки литературы родного края прочно вошли в систему литературного образования обучающихся. Литературное краеведение – это своеобразная отрасль науки о литературе, предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми донецкого края. Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление обучающимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, космоса духа земляков, реалий действительности, восприятие и признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства гордости и патриотизма. Занятия по литературному краеведению в своем содержательном плане обращены к фольклору, устному народному творчеству родного края и к письменной художественной литературе (прозе, поэзии, драматургии).
Учитель создаёт условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края, мотивирует обучающихся ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь своего народа, края, черпать силы для духовного становления.
Требования к обучающимся:
- знают содержание наиболее значимых в идейно-художественном плане произведений курсов «Литературное краеведение Донбасса»/«Литература родного края», умеют их сравнить и определять сходство, рассматривать в контексте времени и культурного процесса в масштабах края;
- знают биографии, сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов Донбасса;
- знают наизусть поэтические произведения;
- умеют использовать собственные впечатления и наблюдения по донецкому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений о Донбассе и его людях, а в случае необходимости привлекать материалы других предметов, научно-популярных изданий, средства массовой информации, смежных с литературой искусств;
- владеют элементарными навыками сбора информации, ее обработки по фольклору Донбасса, умениями найти фольклорный материал к соответствующей теме урока;
- знают загадки, пословицы, частушки и т.д., связанные с историей, жизнью родного края, календарные обряды и традиции;
- знают и любят исполнять песни донецкого края;
-соотносят элементы краеведения с единичным фактом краеведческого характера («прием вкрапления»);
- умеют создавать сообщение, реферат, буклет, плакат, презентацию, проект, буктрейлер, творческий продукт и составлять литературную карту и литературный атлас Донбасса;
- умеют подготовить и провести экскурсию (в том числе виртуальную) по литературным местам Донетчины.
Оценивание
Оценка "5" – выполнены правильно все требования;
Оценка "4" – не соблюдены 1-2 требования;
Оценка "3" – допущены ошибки по трем-четырём требованиям;
Оценка "2" – допущены ошибки более чем по пяти требованиям;
Оценка "1" – отсутствие ответа.
Если учитель предлагает обучающемуся подготовить устное или письменное высказывание, то использует критериями оценивания учебных достижений по литературе.
Уроки внеклассного и семейного чтения
На уроках внеклассного и семейного чтения объектом изучения является книга из круга чтения детей определенного возраста, а также исходя из их читательской подготовки.
Цель внеклассного и семейного чтения – сформировать у обучающихся интерес к книгам как источнику знаний, расширить и углубить читательский кругозор, познавательные интересы, индивидуальные склонности обучающихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору.
Обучающиеся должны уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста;
- составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям,
- понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Оценка устных ответов на уроках внеклассного и семейного чтения
При оценке устных ответов обучающихся учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Оценкой "5" | оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью. |
Оценкой "4" | оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности. |
Оценкой "3" | оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке. |
Оценкой "2" | оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью. |
Оценкой "1" | оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой внеклассного и семейного чтения. |
*Оценка письменных ответов на уроках внеклассного и семейного чтения осуществляется по критериям оценивания учебных достижений обучающихся на уроках развития речи.
Ведение тетрадейобучающихсяпо литературе
Количество и назначение тетрадей обучающихся
Для выполнения всех видов работ по литературе обучающиеся должны иметь следующее количество тетрадей:
Предмет | 5-9 классы | 10-11 классы |
Литература | 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для контрольных работ. | 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для контрольных работ. |
Тетради для контрольных работ должны быть в линейку, рабочие тетради – как в клетку, так и в линейку (на усмотрение учителя, но для всего класса – одинаковые).
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
В тетради для контрольных работ выполняются:
ü контрольные сочинения;
ü тематические контрольные работы (литературный диктант, выполнение заданий разного уровня, тестовые задания, развернутый ответ на вопрос).
Тетради для контрольных работ по литературе хранятся в течение всего учебного года в школе и выдаются ученикам только для выполнения в них соответствующих видов работ.
Порядок ведения тетрадей обучающимися
Все записи в тетрадях обучающиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
ü Писать аккуратным, разборчивым почерком.
ü обучающиеся пользуются стандартными тетрадями (12–18 листов). Общие тетради могут использоваться лишь в 7–11 классах (необходимо выполнение больших по объёму работ).
ü Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по литературе, для контрольных работ по литературе).
Образцы оформления тетрадей:
Тетрадь для работ по литературе обучающегося (ейся) 7-Б класса МОУ «Школа № 118 города Донецка» Иванова Сергея | Тетрадь для контрольных работ по литературе обучающегося (ейся) 7-Б класса МОУ «Гимназия №92 города Донецка» Петрова Дмитрия |
ü Соблюдать поля с внешней стороны.
ü Указывать дату выполнения работы. В 5-9 классах в тетрадях число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 10-11 классах допускается запись цифрами на полях. Например:
5 – 9 классы | 10 – 11 классы |
Первое сентября | 01.09.2017 г. |
ü Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).
ü В тетрадях записывается вид работы и строкой ниже — ее название. Например:
Сочинение–миниатюра