Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
“5” – если все задания выполнены;
“4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
“3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
“2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка реферата
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.
В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.
Основная часть содержит материал, который отобран обучающимся для рассмотрения темы, мнение обучающегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.
Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Критерии оценивания
учебных достижений обучающихся по выразительному чтению
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение; таким средством является интонация.
Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом.
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Беглость чтения, соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа, выразительность чтения
4. Соблюдение нужной интонации, постановка правильного логического ударения
5. Правильность и безошибочность чтения
Критерии оценивания выразительного чтения (наизусть)
I. Общая техника речи обучающегося: дыхание; сила голоса (диапазон); тон (диапазон); дикция; соблюдение орфоэпических норм.
II. Интонирование чтения: громкость (адекватность содержанию);
соблюдение логических и психологических пауз; логические ударения; темпоритм; мелодика (движение голоса по звукам); выбор эмоционального тона; тембровая окраска.
III. Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Оценивание
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки более чем по трем требованиям
Оценка "1" – не выполнены требования, предъявляемые к выразительному чтению
Критерии оценивания
учебных достижений обучающихся по изучению литературы родного края
Новое содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники, без чтения художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили литературное наследие.
Уроки литературы родного края прочно вошли в систему литературного образования школьников. Литературное краеведение – это своеобразная отрасль науки о литературе, предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми донецкого края. Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление обучающимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, космоса духа земляков, реалий действительности, восприятие и признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства гордости и патриотизма. Занятия по литературному краеведению в своем содержательном плане обращены к фольклору, устному народному творчеству родного края и к письменной художественной литературе (прозе, поэзии, драматургии).
Учитель создаёт условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края, мотивирует учащихся ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь своего народа, края, черпать силы для духовного становления.
Требования к обучающимся:
- знают содержание наиболее значимых в идейно-художественном плане произведений курсов «Литературное краеведение Донбасса»/«Литература родного края», умеют их сравнить и определять сходство, рассматривать в контексте времени и культурного процесса в масштабах края;
- знают биографии, сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов Донбасса;
- знают наизусть поэтические произведения;
- умеют использовать собственные впечатления и наблюдения по донецкому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений о Донбассе и его людях, а в случае необходимости привлекать материалы других предметов, научно-популярных изданий, средства массовой информации, смежных с литературой искусств;
- владеют элементарными навыками сбора информации, ее обработки по фольклору Донбасса, умениями найти фольклорный материал к соответствующей теме урока;
- знают загадки, пословицы, частушки и т.д., связанные с историей, жизнью родного края, календарные обряды и традиции;
- знают и любят исполнять песни донецкого края;
-соотносят элементы краеведения с единичным фактом краеведческого характера («прием вкрапления»);
- умеют создавать сообщение, реферат, буклет, плакат, презентацию, проект, буктрейлер, творческий продукт и составлять литературную карту и литературный атлас Донбасса;
- умеют подготовить и провести экскурсию (в том числе виртуальную) по литературным местам Донетчины.
Оценивание
Оценка "5" – выполнены правильно все требования;
Оценка "4" – не соблюдены 1-2 требования;
Оценка "3" – допущены ошибки по трем-четырём требованиям;
Оценка "2" – допущены ошибки более чем по пяти требованиям;
Оценка "1" – отсутствие ответа.
Если учитель предлагает ученику подготовить устное или письменное высказывание, то использует критериями оценивания учебных достижений обучающихся по литературе.