Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;

• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов Татарстана, России и всего мира.

Метапредметные результаты изучения татарской литературы в инокультурной среде:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

• умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результатывыпускников на уровне основного общего образования по татарской литературе выражается в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора, фольклора народов России и всего мира; татарской классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

• осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

• умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

• умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

• владение навыками сопоставления произведений татарской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

• владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;

• использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного предмета

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития татарской литературы. Преподавание курса в каждом из классов на уровне основного общего образования строится по концентрическому принципу на хронологической основе.

Примерная рабочая программа 5-9 классов включает в себя перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Условия школы с русским языком обучения вынуждают в отдельных случаях прибегать к сокращению больших по объему эпических произведений или даже к изучению их во фрагментах.

Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества. Он имеет более или менее развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории татарской литературы.

Сведения историко-литературного характера даются в начале каждого раздела программы, теоретико-литературные понятия предложены в программе в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. В отдельную рубрику выделены основные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий. Они, в основном, повторяются в каждом классе. При этом идет их постепенное усложнение от класса к классу. На специальные уроки по развитию речи учащихся отводится 30 учебных часов, что составляет 6 учебных часов в каждом классе.

В содержании литературного образования могут быть выделены три этапа: V-VI, VII-VIII и IX классы. В то же время в школе с русским языком обучения выделяется V класс как пропедевтический, что позволит, с одной стороны, осуществить преемственность с уровнем начального общего образования, с другой - подготовить учащихся к дальнейшему восприятию курса литературы в на уровне основного общего образования. Особое положение занимает IX класс, завершающий литературное образование учащихся на уровне основного общего образования. Этот класс одновременно является связующим звеном между ними. Эти обстоятельства влияют на отбор произведений, предлагаемых для изучения в IX классе: в этом классе изучаются образцы как древней татарской литературы, так и литературы ХVII-ХХ столетий.

Более подробное знакомство с ними предстоит на уровне среднего общего образования, но ввиду перегруженности старших классов представляется целесообразным обратиться к этим объемным текстам уже в среднем концентре, тем более, что, не зная данных произведений, невозможно достичь уровня образованности, необходимого человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Дублирования материала, изучаемого в IX и последующих классах, не происходит, так как на уровне основного и среднего общего образования предлагается текстовой материал, иллюстрирующий разные аспекты проблематики изучаемого произведения. Таким образом осуществляется преемственность, углубление и расширение на уровне среднего общего образования знаний и умений, полученных на уровне основного общего образования. Такое структурирование материала в IX классе будет способствовать также более успешной предпрофильной подготовке учащихся.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ТЕМАТИКЕ

1.Борын-борын заманда. Халык авыз иҗаты: фольклор жанрлары – халык әкиятләре. / В давние времена. Устное народное творчество: жанры фольклора – народные сказки.

Устное народное творчество – духовное наследие народов. Изображение в них национального колорита, менталитета народов. Система образов в произведениях устного народного творчества. Поэтические особенности произведений фольклора: сравнения, олицетворения, метафоричность, аллегоричность. Сказки, их виды. Герои сказок. Поэтические особенности народных сказок. Отражение психологии и идеалов народов в сказках. Татарские народные сказки «Ак бүре» /»Белый волк», «Башмак», «Абзар ясаучы төлке» /«Лисица-мастерица», «Өч кыз» /«Три сестры», «Куркак юлдаш» /«Трусливый спутник» и др.

2. Әдәби әкиятләр. / Литературные сказки.

Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов. Связь татарской литературы с фольклором. Изучение сказки К. Насыри «Патша белән карт» / «Падишах и старик». Усвоение термина «литературный герой».

Художественный вымысел литературной сказки Г. Тукая «Су анасы» / «Водяная»).

Картина Б. Альменова «Водяная». Работа над отрывком поэмы-сказки. Связь татарской литературы с фольклором. Фольклорное начало «Гафият турында әкият» / «Сказка о Гафияте» Т. Миннуллина. Кукольный театр «Экият».

3. Мәгърифәт баскычлары. / Система образования у татар.

Медресе «Мухаммадия», Казанская учительская школа, Казанский университет. Ознакомление с художественным произведением «Мөгаллим» /«Учитель» Г. Исхаки. Авторский идеал в произведении. Лирический герой и мечты поэта Дардеменда в стихотворении «Кил, өйрән» /«Иди, научись» Содержание лирического текста, симво­лические образы. Жизнь и творчество Дардеменда.

Балачак. / Детство.

Г. Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти». Анализ образа повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Содержание произведения. Отражение образа Тукая в изобразительном искусстве и литературе. Ознакомление с картиной Х. Казакова «Кечкенә Апуш» / «Маленький Апуш», рассказом Р. Батуллы «Тукай-Апуш», путешествие в музей Г. Тукая в деревне Кырлай Арского района РТ.

Ознакомление с рассказом И. Гази «Ильдус». Изображение детской шалости. Метафоричность произведения, ирония автора.

Современная детская периодическая печать – журнал «Салават күпере» / «Радуга».

5. Туган ил өчен! / За Родину!

Жизнь и творчество Г. Кутуя. Ознакомление с фантастическим произведением «Рөстәм маҗаралары» / «Приключения Рустема». Изображение военных действий в произведении, храбрость в характере главного героя. Переплетение реальности и фантастики. Сравнение.

Жизнь и творчество М. Джалиля. Изучение стихотворения «Сагыну» / «Тоска», «Соңгы җыр» / «Последняя песня», либретто «Алтынчәч» / «Золотовалосая» (фрагментарно). Ознакомление с творческими биографиями композитора оперы Н. Джиганова и исполнительницы главной арии М. Булатовой. Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М.Джалиля.

Искусствоведческие термины: либретто, опера, ария.

Жизнь и творчество Ф. Карима. Изображение поэтом суровых условий войны в стихотворениях «Кыр казы» / «Дикая гусь», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...» / «Много слов не высказано…». Привитие чувства долга перед Родиной.

Творчество Ш. Галиева. Изучение баллады «Аталы-уллы солдатлар» / «Отец и сын солдаты». Литературоведческий термин «баллада». Тест.

Проектная работа «Никто не забыт, ничто не забыто!»

6. Бәхет кайда була? / Где живет счастье?

Жизнь и творчество Н. Давли. Изучение его стихотворений «Бәхет кайда була?» / «Где живет счастье?», «Мин җирдә калам» / «Я остаюсь на Земле». Беседа о смысле жизни.

Жизнь и творчество Ф. Хусни. Усвоение сюжета рассказа «Чыбыркы» / «Кнут» Ф. Хусни. Олицетворение, метафоричность, символический подтекст произведения, тема и идея. Тест.

Наши рекомендации