Уроки 111, 112. А. Платонов «Цветок на земле»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Синквейн и рассказ о бабушке, составленный учащимися по рассказам Б. Шергина.
III. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных — нету!
И все, что может видеть глаз —
Над нами и под нами, —
И все, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо...
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? (У автора оно называется «Слова, слова, слова».)
— Как понимать слово «безымянных»? (Без имен, без названия.)
— Прочитайте с ускорением (еще: с замедлением, с грустью, сердито, весело, выразительно).
IV. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием каких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры.
— Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название? О чем рассказ? (Предположения детей о содержании текста.)
2. Подготовительная работа перед чтением
(Чтение по слогам.)
про-сы-па-ет-ся
рав-но-душ-но
де-ре-вян-но-го
жал-конь-кий
под-ка-ра-у-лить
не-по-нят-ли-вый
(Работа со значениями слов.)
Уморились — устали.
Нынче — сегодня.
Глаза смежать — закрывать.
Осерчал — рассердился.
Русская печь — большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.
V. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
VI. Работа по теме урока
Чтение текста учителем и учащимися
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
— Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете?
— Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они? (Рассказы детей.)
Знакомство с биографией писателя
Андреи Платонович Платонов (1899—1951) к своим литературным произведениям относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство — дело не менее серьезное, чем жизнь, — но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать — каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело».
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, как вы поняли, о чем этот рассказ?
Домашнее задание
Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти — шуба, а дальше-то уж и не знаю что.
• И старость не страшна, коли молодые помогут.
• Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
• Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.
— Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок.
III. Работа по теме урока
Выборочное чтение
— Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
— На прошлом уроке вы сказали, что Афоня очень хорошо относился к деду. Прочитайте отрывки об этом.
— Прочитайте выразительно диалог Афонии и деда на с. 131.
— Какие вопросы вы задаете взрослым, о чем хотите узнать?
— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.
Характеристика героя
— Давайте составим характеристику Афони. Вспомните план характеристики героя.
План характеристики героя
1. Имя героя, его место жительства.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3. Внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
— С чего начнем? {Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
— В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.
— Что можете сказать о внешности мальчика?
— А каким вы его себе представляете?
— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?
— Что вы можете сказать о характере Афони? (Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.)
— Как вы считаете, как относился автор к герою? (С симпатией, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».)
— Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.
3. Проверка домашнего задания
— Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его представляете?
(Дети показывают иллюстрации и рассказывают, что они изобразили.)
— Почему у вас получились такие разные цветы?
— Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)
— Объясните, как вы понимаете смысл таких слов: «Дед... погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?
IV. Физкультминутка
Влез кулик молодой
На колоду — бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду и снова в воду.
Совсем кулик головой поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной,
И полетел.