III. Подведение итого в урока
Урок 109. Знакомство с названием раздела
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст речевой разминки, задания, стихи).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение. Подумайте, как его можно назвать. (О настоящем друге, или О друге.)
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать -
То вряд ли это друг...
В. Ватулко
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Актуализация знаний. Проверка работы над проектом
— «Дружба» — так вы назвали стихотворение. А что вы понимаете под этим словом?
— Какая может быть дружба? Кто и с кем может дружить? (Высказывания детей.)
— Проверим, есть ли у вас в классе друзья. Расскажите, как вы начали готовиться к проекту, как вы распределили между собой обязанности.
(Отчет групп учащихся. Идет обсуждение, оказывается помощь учителем и одноклассниками.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 123 и прочитайте название раздела. {«Собирай по ягодке — наберешь кузовок».)
— Как вы понимаете его название? Может быть, иллюстрация вам поможет? (Высказывания детей.)
— Как вы думаете, о чем произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? (Предположения детей.)
— Прочитайте на доске, какие понятия мы должны узнать на этих уроках. (Доброжелательность, терпение, уважение.)
— Как бы вы объяснили значение каждого слова?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Знакомство с разделом
— Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
(Дети дают ответы согласно тексту на с. 123 учебника.)
Чтение стихотворений
(Стихи заготовлены у учителя на карточках.)
Дружок
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
В. Кошелвва
Двояшки
Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки». —
Какие непохожие! —
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.
А. Барто
— Объясните смысл стихотворений. Что хотели рассказать нам авторы?
— Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано? (Высказывания детей.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— С чем мы познакомимся?
— Чему мы научимся?
— Чему будем учиться?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем друге.
Урок 110. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; учить детей понимать смысл пословиц; воспитывать положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Б.В. Шергина; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
• Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
— Прочитайте орфографически, орфоэпически (еще: с ускорением, с замедлением, с грустью, выразительно).