Урок 1 0 3. а. барто «разлука»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Барто; обучать прйнильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози-поимть содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора на основе отношения к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
- Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова обнаружили?
- Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами. (Хором.)
- А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.
Ill. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений С. Маршака.
IV. Введение в тему
Повторение
- Узнайте, чьи это стихи.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села — с мамой посидела,
Встала — к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме: —
Вы меня разденьте сами.
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Рассказ учителя о жизни и творчестве А. Барто
— Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.
Агния Львовна Барто(1906— 1981) собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее.
Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:
— Зачем вы про меня написали? Это все неправда!
— Почему ты решил, что это про тебя?
— Так в классе все говорят.
— А тебе сколько лет?
— Десять.
— А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было...
Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?..
V. Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
VI. Работа по теме урока
Чтение стихотворения «Разлука»
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово веселое или грустное? (Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой.)
— Сочувствуете ли вы мальчику? Почему?
(Дети приводят примеры из своей жизни о взаимоотношениях с мамой.)
— Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершал для мамы.
— Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.
Выразительное чтение стихотворения учащимися
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали об А. Барто?
— Почему мальчик, позвонивший А. Барто, думал, что ее стихи именно о нем?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Урок 1 О 4. А. Барто «В театре»
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали.
Зубы сразу же сломали.
— Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова обнаружили?
— Научитесь их произносить по слогам, затем целыми словами.
— А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения А. Барто.
IV. Введение в тему
Повторение
— Вы познакомитесь с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были еще маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами ее стихи. Послушайте несколько стихотворений, может быть, вы вспомните их.
(Ученики читают стихотворения «Мячик», «Мишка», «Бычок» из цикла стихотворений «Игрушки».)
Беседа о театре
— Прочитайте название стихотворения, которое будем сегодня читать. («В театре».)
— Кто-нибудь из вас был в театре?
— Зачем люди ходят в театр?
Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, получают номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на место.
— Как надо проходить мимо сидящих зрителей - лицом к ним или спиной?
В театре зрители могут сидеть в партере (в переводе с фр. «на земле»). Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, над ним расположен балкон.
— Как называется место для выступления артистов? (Сцена.) Вот перед зрителями открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актеры. Сбоку и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр.
Прогнозирование текста
— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в нем. (Предположения учащихся.)
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока