Урок 9 7. В.Астафьев «Капалуха»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
• Вороненку гнездо — родимая хата.
• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
— Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепотом, громко).
III. Введение в тему
Беседа о правилах поведения в лесу
— Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Примерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)
— Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».
Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения учащихся.)
Словарная работа
— Прочитайте по слогам, затем плавно.
при-бли-жа-лись
к аль-пий-ским
по-ко-роб-лен-ны-е
ред-ко-ла-пых е-лей
по-ше-ве-ли-ва-ли
блед-но-лист-ным
до-цве-та-ю-щим
чер-нич-ни-ком
рас-пу-щен-ны-ми
за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
за-рож-да-ю-щий-ся
по-до-шед-ший
— Объясните значение слов.
Просека — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Космы (прост.) — взлохмаченные пряди волос.
Работа в тетради
— Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.
SLBHWGKTSVIOLPS nGIESTPSWVOBLHHLI WAVCSTLIAOLbGEBSL
(Виктор Петрович Астафьев.)
— Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.)
ьуЛхарГ
Рассказ учителя о глухаре
— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Ответы детей.)
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
IV. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
V. Работа по теме урока
1. Чтение рассказа учителем и учащимися
— Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.
— Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?
— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
— Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова?)
— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
2. Рассказ учителя об авторе
Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?