Уроки 6 6, 6 7. В.Одоевский «Мороз Иванович»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет В.Ф. Одоевского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Ученики рассказывают сказки, которые сочинили к поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
III. Работа над пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чем речь.
• Два друга - он да вьюга.
• Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.
• Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз.)
IV. Введение в тему
— Какие прочитанные произведения о морозе вы помните? (Н Некрасов. «Не ветер бушует над бором...», русская народная сказка «Морозко».)
Сегодня мы ознакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал ее Владимир Федорович Одоевский(1803-1869), писатель, философ, педагог, музыкальный критик.
V. Физкультминутка
Не утони в сугробах!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дыши глубже:
Носом вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже...
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода — хороша?
VI. Работа по теме урока
Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко». (Учитель показывает диафильм или читает ее из сборника А.А. Афанасьева «Русские народные сказки».)
— Какая это сказка? (Народная. У нее нет автора.)
— А сейчас мы ознакомимся со сказкой, которую написал В.Ф. Одоевский, «Мороз Иванович».
(Читают учитель и учащиеся первую часть до слов «Так прожила Рукодельница...».)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о жизни и творчестве В.Ф. Одоевского?
— Отличаются ли сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» друг от друга?
Домашнее задание
Дочитать сказку «Мороз Иванович».
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой
• У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
— Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало кругом мокро, слякотно.)
— Прочитайте с орфографическим проговором (еще: с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой).
III. Работа по теме урока
Повторение первой части сказки «Мороз Иванович»
— Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)
— Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т. е. все умеет делать руками. Ленивица — от слова «лень».)
— Когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)
— В прямом или переносном смысле употребил это выражение автор? (В прямом.)
— Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
— Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем ее попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки наяб-лоньке попросили потрясти.)
— Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить.)
— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели.)
— Сколько вопросов задала девочка старику? (Три вопроса. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
Чтение второй части сказки
Выборочное чтение
— Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.
— Что наказывала нянюшка Ленивице?
Чтение в лицах отрывка
(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы...» до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил...»).
— Выберите со с. 205—206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)
IV. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.