Урок 61. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке.
Оборудование: выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Ворона
- Кра! -
Кричит ворона.
— Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку! —
Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана:
У тебя ведь
Нет кармана! –
Как!-
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. .
— Что ж вы раньше
Не сказали?
Кар-р-р-раул!
Кар-р-ман
Укр-р-али!
В. Орлов
Грош — старинная медная монета достоинством 2 копейки. Позднее — полкопейки. «Гроша ломаного не стоит» — ничего не стоит, никуда не годится.
— Какие части этого стихотворения вы, подражая вороне, будете читать громко, да еще при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.
(Выразительное чтение учащимися.)
III. Введение в тему
Беседа
— В каких произведениях мы встречались с вороной? {Мы читали про нее рассказы, басни, стихи.)
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название. {Раздел называется «Литературные сказки».)
— Что значит «литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)
Беседа о сказках
— На какие две группы разделены сказки? (Народные и литературные, или авторские.)
— Как их различить? (Примерный ответ. Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 179. Что вам представляется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
— Вы узнали название раздела учебника, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
— Чему мы научимся?
— Прочитайте в учебнике на с. 179, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
— Проверим, как вы запомнили. С чем мы познакомимся? (Со сказками, которые специально для детей написали В. Гар-шин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.)
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 179 учебника.)
— Прочитайте беседу профессора Самоварова с детьми на с. 180. Составьте вопросы по тексту, задайте их одноклассникам.
V. Физкультминутка
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Ребята, а как по-вашему, что такое сказка? (Ответы детей.)
— Рассмотрите иллюстрации на с. 181. К каким они сказкам?
— Приведите примеры сказок: о животных, бытовых, волшебных.
— Какие признаки сказки вы знаете?
— Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете. (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Принести книгу со своей любимой сказкой.
Урок 62. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)
Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; вьщелять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения, вьщелять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это чистоговорка.)
Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Шив лесу стало тихо.
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).
— Прочитайте выразительно (еще: скороговоркой).