Урок 61. Знакомство с названием раздела

Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогно­зировать содержание раздела; развивать память, внимание; обо­гащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; планировать работу на уроке.

Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

Ворона

- Кра! -

Кричит ворона.

— Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку! —

Стой, ворона.

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана:

У тебя ведь

Нет кармана! –

Как!-

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно. .

— Что ж вы раньше

Не сказали?

Кар-р-р-раул!

Кар-р-ман

Укр-р-али!

В. Орлов

Грош — старинная медная монета достоинством 2 копейки. Позднее — полкопейки. «Гроша ломаного не стоит» — ничего не стоит, никуда не годится.

— Какие части этого стихотворения вы, подражая вороне, будете читать громко, да еще при этом выделяя звук [р]? Прочитайте это стихотворение так, чтобы мы услышали ворону.

(Выразительное чтение учащимися.)

III. Введение в тему

Беседа

— В каких произведениях мы встречались с вороной? {Мы чи­тали про нее рассказы, басни, стихи.)

— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочи­тайте его название. {Раздел называется «Литературные сказки».)

— Что значит «литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)

Беседа о сказках

— На какие две группы разделены сказки? (Народные и лите­ратурные, или авторские.)

— Как их различить? (Примерный ответ. Народные сказки по­явились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказы­вали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 179. Что вам представля­ется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

— Вы узнали название раздела учебника, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы по­знакомимся в нем?

— Чему мы научимся?

— Прочитайте в учебнике на с. 179, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?

— Проверим, как вы запомнили. С чем мы познакомимся? (Со сказками, которые специально для детей написали В. Гар-шин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.)

— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 179 учебника.)

— Прочитайте беседу профессора Самоварова с детьми на с. 180. Составьте вопросы по тексту, задайте их одно­классникам.

V. Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Быстро, бесшумно на воду садятся.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Ребята, а как по-вашему, что такое сказка? (Ответы детей.)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 181. К каким они сказкам?

— Приведите примеры сказок: о животных, бытовых, волшебных.

— Какие признаки сказки вы знаете?

— Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете. (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

Домашнее задание

Принести книгу со своей любимой сказкой.

Урок 62. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мами­на-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произве­дение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; вьщелять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения, вьщелять особенности литературной сказки.

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писа­теля; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это чистоговорка.)

Жаба, журавль и желтый жучок

В гости к ежихе шли на лужок,

Чтобы пришила на место портниха

Буковку Шив лесу стало тихо.

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).

— Прочитайте выразительно (еще: скороговоркой).

Наши рекомендации