IV. Первое путешествие в Древнюю Русь

1. Беседа

— Отгадайте загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

— Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? (Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их пи­сали от руки.)

— Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

— В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: на­чало XII века.)

2. Путешествие в XII век

— Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчи­тайте от 5 до 1.

(Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!)

— Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого види­те? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище мона­ха. Нестор пишет летопись.)

— А знаете ли вы, почему летописи получили такое название? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одно­классники.

Ученик 1. С развитием на Руси письменности, она появи­лась у нас более тысячи лет тому назад, отдельные предания стали записывать, а затем их соединяли. Таким образом создавалась ис­тория народа и всей страны.

Ученик 2. Когда же появилось желание точно узнать о том или ином событии, стали проставлять даты. В то время на Руси год называли летом, и обычно рассказ о каком-то важном исто­рическом событии начинался словами: «В лето...» Так появилось название «летопись».

3. Знакомствос первым русским летописным сводом

— Сейчас вы получите карточки с небольшим текстом о пер­вом русском летописном своде. (Учитель раздает карточки с текстом.)

— Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 5 минут. После чего вы должны будете прочитать по цепоч­ке так, чтобы всем все было понятно.

(Подготовка учеников к чтению вслух.)

— Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно боль­ше информации.

(Дети читают по карточкам.)

Первыйрусский летописный свод

1. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

2. Итак, задача «Повести...» — рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорит­ся о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников — хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто оче­видцем.

3. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с име­нем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в пе­реработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Силь­вестром, о чем мы и читаем соответственную запись.

4. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и поме­щенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

5. И до Нестора русские книжники записывали события, свидете­лями которых они были или знали о которых от своих предшественни­ков. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».

6. Нестор стремился как можно полнее отразить и современные ему, и минувшие деяния и для этого использовал самые разнообразные ис­точники: устные предания «старины далекой», связанные с местностью, городом или селением, рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дру­жинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.

7. Все события, о которых узнавал летописец, он помещал в строгой хронологической последовательности, соединяя, сводя вместе различные источники. Тем же методом работали и последующие летописцы.

8. В каждом своде отражались разные, иногда противоречивые точки зрения. Летописец мог что-то опустить или прибавить, предпочесть одни свидетельства другим, но он никогда не искажал записей предшествен­ников.

9. Каждая эпоха находила в летописи что-то созвучное себе. В годы разделения Руси на уделы «Повесть...» напоминала об исконном единстве Русской земли и ее людей, о братстве русских князей, которые имели одного прародителя.

10. В XIII—XIV веках, в годы монголо-татарского нашествия, по­следующего ига был особенно актуален призыв к единению для отпора степному врагу. В период собирания русских земель вокруг Москвы мо­сковские великие князья находили в «Повести...» подтверждение того, что они — преемники князей киевских.

11. Составителю «Повести временных лет» свойственно уважение к предкам и доблестным традициям прошлого, высокое сознание чести и воинского долга. Нестор призывает защищать Русскую землю от внеш­них врагов и гневно обличает тех, кто бросает нож, — сеет вражду среди соплеменников.

12. Он осуждает князей, проявляющих жадность, «несытство», за­бывающих интересы родной земли ради приобретения чужих владений.

13. Напротив, летописец восхваляет князей-миротворцев, высоко ставит щедрость, заботу о людях, скромность, верность своему слову. Этический идеал был высок. Отклонение от него называлось грехом, то есть преступлением не только перед людьми, но и перед Богом.

14. «Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историче­ское произведение и первый памятник отечественной литературы. Она замечательна связностью и ясностью изложения. Ее повествование спо­койно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном и значительном, оставляя без внимания мелочи.

15. Язык летописи точен и лаконичен. Краткость, отсутствие приукрашенности подчас кажутся излишними. Только постепенно под­даемся мы обаянию летописи, ее образности, начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые выразительные средства.

По Т.Н. Михельсон

4. Ознакомление с отрывком из летописи

Славяне пришлии сели по Днепру

Так начнем повесть сию.

Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по ме­стам, где селились. Так одни пришли и сели на реке по имени Мора­ва, и прозвались моравами, а другие чехами назвались. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на славян на ду­найских и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли и поселились на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались поляна­ми, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Дви­не и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и имену­ется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Сулеи и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

V. Физкультминутка

Кот и мыши

(Один из играющих — «кот Васька», остальные «мыши». «Васька» ходит по кругу, «мыши» поют.)

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

Глазки закрываются,

Когти расправляются.

Шерсть у Васьки пышная,

Поступь еле слышная,

Зубы - как игла.

(Все разбегаются. «Васька» ловит «мышей».)

Наши рекомендации