Урок 2. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с первым разделом учебника, учить прогнозированию содержания раздела; напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, используя условные обозначения, объяснять пословицы по изучаемой теме.
Оборудование: карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой), зашифрованное название темы урока; выставка любимых книг.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Ребята, вот и начался новый учебный год. Вы уже третьеклассники. Отдохнувшие, загорелые вы пришли в школу. На столах у вас новые учебники. С ними мы уже знакомились на прошлом уроке.
— Как вы думаете, почему у учебника две части? (Учебник разделили, чтобы его не тяжело было носить, ведь есть еще другие учебники.)
— Вспомните: что нужно для того, чтобы книги остались в том же состоянии, как сейчас? (Примерный ответ. С ними нужно бережно обращаться, обязательно обернуть, пользоваться закладкой, листать аккуратно, незагибать листы, неписать и не рисовать в книге.)
— А для чего нужно их беречь? (Чтобы другие ребята могли ими воспользоваться.)
Молодцы! Все вы знаете правила, и я уверена, что будете выполнять их, пользуясь и другими книгами, а не только учебниками.
— Попробуйте прочитать, что написано на доске. ЕТЕВС АН ОДУЧ ЕОКИЛЕВ ЕОМАС
Правильно, надо читать справа налево. Получилось: «Самое великое чудо на свете».
— Прочитайте, с чем мы познакомимся на этих уроках.
— Чему мы научимся?
— Чему мы продолжим учиться? (Дети читают каждый пункт на с. 3.)
— Что мы считаем самым великим чудом на свете и почему? (Высказывания детей.)
III. Работа по теме урока Чтение и обсуждение статьи
— Прочитайте, как беседуют об этом профессор Самоваров и Аня и Ваня.
(Хорошо читающие ученики читают вступительную статью на с. 4.)
— Почему, по мнению детей, книга — самое великое чудо?
— Сколько существует книг на свете и где ребята их видели?
— Что здесь говорится о старинных книгах?
— Прочитаем статью еще раз, выразительно.
IV. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку —
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире —
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
V. Закрепление изученного
— Прочитайте пословицу (с. 4), объясните ее смысл.
— Какие пословицы о книге вы еще знаете?
— Познакомьте нас со своими любимыми книгами. (Ребята показывают свои книги и рассказывают о них.)
VI. Рефлексия
— Что вы поняли на уроке?
— Что осталось непонятным? Почему?
— Что бы вам хотелось узнать на этих уроках?
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие правила пользования книгой вы повторили?
— Почему книга является самым великим чудом на свете?
— Какие книги бывают? (Старинные, рукописные; современные, печатные.)
Домашнее задание
Сходить в библиотеку. Узнать, какие книги там можно найти. Подготовить рассказ о том, как вы искали нужную книгу.
Урок 3. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения
Цели: ознакомить учащихся с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к составлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства».
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Прочитайте ее медленно, попробуйте отгадать.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга.)
— Как названа книга в загадке? (Страна чудес.)
— Как вы поняли последнюю строчку?
— Прочитайте выразительно эту загадку.