ME, 36-37.
2. Письмо, датированное 14 июня 1784 г., цитируется в работе: J. О. Halliwell-Phillipps, Outlines of the Life of Shakespeare (7thed., 1887), u. 399. 3. William Shakespeare, Plays and Poems, ed. Edmond Malone (1790), vol.i, pt. 2, pp. 161-162. 4. Там же, pp. 162-166. Я модернизировал написание этих статей иследующих. 5. Маlоne, An Inquiry into the Authenticity of Certain MiscellaneousPapers and Legal Instruments (1796), pp. 198-9. 6. Вопросы поставил Джеймс Дж. Макменеуей в работе "John Shakespeare's"Spiritual Testament", Shakespeare Quarterly, xviii (1967), 197-205;перепечатано в книге: McManaway, Studies in Shakespeare, Bibliography, andTheater, ed. Richard Hosley, Arthur C. Kirsch, and John W. Velz (New York,1969), pp. 293-304. 7. Sidney Lee, A Life of William Shakespeare (4th ed. of revisedversion, 1925), p. 647. 8. "Testamento о Ultima Voluntad del Alma hecho en Salud paraassegurarse el christiano de las tentaciones del Demonic, en la hora de lamuerte"; Herbert Thurston, A Controverted Shakespeare Document. The DublinReview, elxxiii (1923), 165. Я привожу перевод Терстона. 9. Процитировано в: John Henry de Groot, The Shakespeares and 'The OldFaith' (New York, 1946), p. 88. 10. "The Contract and Testament of the Soule", pp. 45-50. Этотуникальный экземпляр духовного завещания, находящийся теперь в FolgerShakespeare Library (shelfmark: STC 5645.5), факсимильно воспроизведен вкниге SS, 44-5 (item 52). 11. Это высказывание секретаря городской корпорации Томаса Уилксаприводится в: Peter Milward, Shakespeare's Religious Background (Bloomingtonand London, 1973), p. 21. 12. "Minutes and Accounts of the Corporation of Stratford-upon-Avon",ed. Richard Savage and Edgar I. F r i p p; Publications of the DugdaleSociety (Oxford and London, 1921-30), i. 138; ii, pp. xxv, 47, 49, 54.
ВЕРА И ЗНАНИЕ
1. То, что он был капелланом, - разумное предположение ЕКС, и 256. 2. "Articles of Grindal and Sandys", вышедшие в 1571; их цитируетпреподобный Рональд Бейн в главе "Religion" в "Shakespeare's England"(Oxford, 1916) i. 63. Бейн дает краткий обзор этого вопроса. 3. По поводу этого отрывка Бейн замечает: "Эти слова, видимо, выражаютнекоторую гордость по поводу отказа облачаться в стихарь и все жепредполагают уважение к религиозному рвению тех, кто носит черную рясу" (4Religion, i. 56). 4. Richmond Noble, Shakespeare's Biblical Knowledge and Use of the Bookof Common Prayer as Exemplified in the Plays of the First Folio (1935), pp.14-15. 5. "Articles of Grindal and Sandys", их цитирует Бейн в 'Religion, i.63. 6. Noble, Shakespeare's Biblical Knowledge, p. 20. Сведениями обиспользовании Шекспиром библии я в особенности обязан Ноблу. 7. Там же, pp. 69, 86-87. 8. E dgar J. Fripp, Shakespeare: Man and Artist (1938), i. 85-86. 9. Alfred Hart, Shakespeare and the Homilies (Melbourne, 1934), pp.9-76; см. в особенности р. 67. 10. A. L. Rоwse, William Shakespeare: A Biography (1963), p. 43. 11. Там же, р. 451. 12. См.: B. Roland Lewis, The Shakespeare Documents (Stanford, 1940),ii. 481-482; и ниже, с. 377, Эту точку зрения ранее высказал Холиуэл-Филиппсв своей работе "Outlines of the Life of Shakespeare" (7th ed., 1887), i.263-264. Разумеется, католики сознавали, что завещания будут утверждатьсяангликанскими властями. 13. См. ниже с. 362-363. 14. См. весьма ценное приложение, 'The Roman Catholic Censorship ofShakespeare: 1641-1651', которое сделал к своей работе Роланд Машет Фрай(Roland Mush at Frye, Shakespeare and Christian Doctrine) (Princeton, 1963),pp. 275-293, esp. 282-288. Эти изъятия делались в экземпляре фолио 1632,предназначенного для учащихся Английского колледжа в Вальядолиде, Испания. 15. Frank Мathew, An Image of Shakespeare (1922), p. 391; цитируется в:John Henry de Groot, The Shakespeares and 'The Old Faith' (New York, 1946),p. 170. Я в основном обязан де Грооту всеми сведениями, касающимися, говоряего словами, "положительных указаний на уважительное отношение Шекспира кстарой вере", но я также пользовался более современным исследованием: PeterMilward, Shakespeare's Religious Background (Bloomington and London, 1973),хотя пользоваться этой пристрастной работой следует осторожно. 16. Frye, Shakespeare and Christian Doctrine, pp. 262-263. 17. Milward, Shakespeare's Religious Background, pp. 24, 78. 18. Alexander Nowell, A Catechisme, or first Instruction and Learningof Christian Religion, transl. T. Norton (1570), sig. Bl. 19. О женском образовании см. главу, касающуюся этого предмета в:Carroll Сamden, The Elizabethan Woman (Houston, 1952), pp. 37-58. 20. Исчерпывающее описание системы обучения см. в: T. W. Baldwin,William Shakspere's Petty School (Urbana, 111., 1943). 21. Наилучшим образом изложенный и наиболее достоверный рассказ об этихпедагогах см. в: М. E., 54-8; см. также Fripp, Shakespeare, i. 89-92. 22. John Вrinsleу, Ludus Literarius: or, The Grammar Schoole (1612), p.88; цитируется по изд. 1627 г.) в: Ваldwin, William Shakspere's Small Latineand Lesse Greeke (Urbana, 111., i 1944), i. 567. 23. Fane MS., f. 177, напечатано в: E. М. Martin, Shakespeare in aSeventeenth Century Manuscript, English Review, Ii (1930), 484-9; см. такжеFripp, Shakespeare, i. 401-402, and ME, 57. 24. John Glarke, An Essay uponthe Education of Youth in Grammar-Schools (1720), pp. 86-87; цитируется в:Baldwin Shakspere's Small Latine, i. 594n. 25. "Colloquia Mensalia: or, Dr Martin Luther's Divine Discourses...",transl. Henry Bell (1652), p. 532; цитируется в: Ваldwin Shakspere's SmallLatine, i. 609.) 26. Brinsley, Ludus Literarius, p. 191; цитируется (по изд. 1627) в:Baldwin, Shakspere's Small Latine, i. 380. 27. См: Philip J. Finkelpearl, John Marston of the Middle Temple: AnElizabethan Dramatist in His Social Setting (Cambridge, Mass., 1969). 28. Baldwin, Shakspere's Small Latine, ii. 663. Болдуин долженсчитаться главным авторитетом во всех вопросах, связанных с образованием,которое давала грамматическая школа в этот период. Этот предмет широкообсуждался. Из более ранних трактовок глава "Schooling" в книге JosephQuincy Adams, A Life of William Shakespeare (Boston and New York, 1923), pp.48-60, хотя книга в настоящее время, как и следовало ожидать, несколькоустарела, представляет полезный общий обзор и включает в себя многоподходящих упоминаний Шекспира об обучении в школе. Превосходное болеепозднее эссе - М. Н. Curtis, 'Education and Apprenticeship, ShakespeareSurvey 17 (Cambridge, 1964), pp. 5372. Он помещает систему школ вопределенный контекст: "Стройная, четкая система" школ в тюдоровской Англиипредставляет собой достижение, "проникнутое и вдохновленное духом века". 29. Bodleian Library, MS. Arch. F. c. 37 (ранее Aubrey MS. 6, f. 109);SS. item 57, p. 58. 30. ME, 62 в порядке рабочей гипотезы предполагает, что Шекспир завещалРичарду Тейлору-старшему 26 шиллингов 8 пенсов на покупку поминальногокольца, но впоследствии заменил его уже именем Гамнета Сэдлера; см. ниже, с.379.