ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБИХОДНОГО ОБЩЕНИЯ 1. Общее

Функциональный стиль обиходного общения обусловлива­ет языковое оформление содержания общения в сфере быто­вых отношений людей. Он характеризуется массовостью упот­ребления в том смысле, что им пользуются люди всех возрас­тов и профессий. Но он при этом не является средством массо­вой коммуникации, как официальный, научно-технический и газетно-публицистический функциональные стили, т.е. не рассчитан на массового адресата. Это стиль — личный и лич­ностный, индивидуальный, он рассчитан на индивидуальных коммуникантов.

Сферу действия обиходного стиля можно поделить на две части: обиходно-бытовую, охватывающую семейные бытовые отношения, включая круг друзей и знакомых и обиходно-де­ловую, охватывающую неофициальное личное общение в про­фессиональной среде (на работе).

Для указанных групп отношений характерны некоторые общие принципиальные черты, такие как определенная ста­бильность отношений между коммуникантами, определенный круг тем, ограниченный профессиональными интересами или проблемами быта, высокая степень непринужденности обще­ния, вытекающая из повседневного контакта и достаточно равноправного положения коммуникантов в общении.

2. Стиль бытового общения как среда функционирования бы­товых речевых жанров

Собственно среды как большой функциональной системы для стиля бытового общения не существует. Большая функ­циональная система совпадает в этом стиле с конкретными условиями общения, эти две системы слиты в единую синкре­тичную систему. Тем не менее существуют некоторые типо­вые характеристики, применимые для всех видов бытового общения, а именно: конкретный характер содержания, неофи­циальность, естественность, доверительность общения; непод­готовленность речи, ее необработанный характер и драматизм; преобладание устно-диалогической формы общения.

Для содержания речи в данном функциональном стиле ха­рактерна большая эмоциональная насыщенность, причем эмо­циональность носит естественный, непосредственный ха­рактер. Поэтому эмоциональность передается в этом стиле не столько словом, сколько интонацией, синтаксисом, мими­кой и жестами.

Близко к эмоциональному содержанию в этом стиле субъек­тивно-оценочное содержание, выражающее субъективное от­ношение говорящего к предмету высказывания, к адресату, к собственному высказыванию.

Для этого стиля характерно и модально-аффективное, осо­бенно волевое, императивное содержание.

Стилистические качества бытовых высказываний, связан­ные с непринужденностью и раскованностью, проявляются в речи в виде ее фамильярности, грубоватости и даже грубости, небрежности.

Контактность общения ведет к экономии языковых элемен­тов и замене их экстра— и паралингвистическими средства­ми (ситуация, жест, мимика, взгляд и т.п.). Все это убыстряет темп общения, а следовательно, сокращает время на обдумы­вание содержания и обработку речи. Устная форма речи помо­гает корректировать неправильное и неточное выражение за счет повторений, уточнений, оговорок. Диалог обеспечивает естественность и непринужденность речи, ее неполноту, кото­рая возмещается за счет ситуации общения. Если контакт бес­словесного понимания дает возможность существенно эконо­мить средства речевого выражения, то требование быстрого

реагирования и отсутствие предварительной подготовки речи порождает и избыточность речевого выражения.

3. Речевые жанры, соотнесенные с обиходным функциональ­
ным стилем

Тексты бытового функционального стиля характризуют-ся жанровой размытостью. Для этого стиля типичны первич­ные речевые жанры типа "приветствия", "прощания", "поже­лания". В строгом смысле слова, в обиходно-деловой разно­видности этого стиля не существует речевых жанров за ис­ключением таких жанрово-стилистических форм как "личное письмо", "записка", "спор", "беседа", границы которых так­же размыты. Следует скорее говорить не о жанровой, а о си-туационной оформленности бытовых высказываний как сво­бодном заместителе жанра.

Речевой строй диалогической речи в сфере обиходного об­щения не обладает структурной целостностью вследствие того, что его тематическая направленность, как правило, не выдерживается. В разговорном диалоге большую роль игра­ют побочные ассоциации, возникающие в процессе общения, и различные реакции на внешнюю действительность. Любая ич побочных ассоциаций или реакций может стать новой те­мой разговора, но вскоре и она может оказаться прерванной. Длинный разговорный диалог часто не обладает композици­онным единством, а состоит из ряда диалогов со своими мик­ротемами и микроситуациями и своей структурной оформлен-ностью.

4. Типовые особенности языка текстов обиходного функцио­
нального стиля

Основу обиходного стиля составляет разговорная речь; она занимает промежуточное положение между диалектной и ли­тературной речью.

Единство разговорного языка, заключенное в морфологии и синтаксисе, а также в основном в словаре, допускает тем не менее внутреннюю дифференциацию семантико-нормативно-го характера. Разговорный язык с точки зрения стилистичес­ких окрасок подразделяется на литературно-разговорный,

фамильярный (просторечный), вульгарно-грубый. Последний не допускается литературной нормой.

Общими лингвистическими признаками разговорной речи являются следующие:

— большая активность некнижных средств языка, в том
числе употребление просторечных единиц;

— неполноструктурная оформленность языковых единиц
на всех уровнях;

— употребительность языковых единиц конкретного зна­
чения на всех уровнях, хотя проявляется тенденция использо­
вания средств с отвлеченно-обобщенным значением;

— ослабленность синтаксических связей между частями
предложения или их неоформленность, невыраженность;

— обилие языковых средств субъективной оценки, оценоч­
ных и эмоционально-экспрессивных единиц всех уровней —
от фонетического до синтаксического;

— наличие речевых стандартов и фразеологизмов разго­
ворного характера;

— наличие окказионализмов;

— широкое использование личных местоимений и личных
форм глагола.

Ниже приводятся некоторые наиболее употребительные языковые средства выражения основных качеств разговорной речи: конкретности (включая наглядность и простоту), эмо­циональности и непринужденности.

Конкретность на уровне лексики связана с обозначением круга предметов, понятий, явлений из бытовой сферы. Быт необычайно дифференцированно представлен в "бытовой" терминологии, в номинативных средствах. В разговорной речи существует тенденция все назвать (полиономия, многоимен-ность), которая реализуется разными путями, иногда дубли­рующими друг друга, но всегда с одной целью — как можно полнее отразить существенные признаки явления и как можно экспрессивнее. Ср., например, ряд слов, означающих различ­ные виды ходьбы человека: stampfen, trotten, traben, taumeln, tappen, watscheln, torkeln, trippeln, stolzieren, sich schleppen, humpeln.

Широкая синонимия содержит большие возможности для выражения самых разнообразных оттенков значений.

На лексико-фразеологическом уровне конкретность про­является в широком использовании лексических и фразеоло-

гических метафор, в активности фразеологически связанных значений, в активности ситуативной (контекстуальной) синонимии.

В синтаксисе конкретность находит свое выражение в преимущест­венном употреблении номинативных конструкций, в эллиптических структурах, акцентирующих актуальные конкретные смыслы. Ср., например, Nur nicht mit schmutzigen Händen! (например, если ребенок хочет взять что-либо из еды, прибежав с улицы).

Эмоциональность на лексическом уровне реализуется чаще всего с помощью эмоциональной и оценочной лексики и фразеологии. Специфику этой лексики образует преобладание негативных 'или "фамильярно"-сниженных и субъективно переосмысленных (в том числе шутливых, иронических, насмешливых) стилистических окра­сок. Например: das Geklimper (о фортепьянной игре); Ich werfe deine Heule (Radio) weg; Komm, ich zeige dir meine Bude (нормальная квартира).

Эмоциональная оценка выражается не только в стилистических окрасках слов. Существует огромный класс слов, выражающих эмо­ционально-оценочное значение, например: Himmlisch! (Чудо! Сказка!); Unsinn! Quatsch! Mist! Ganz gemein! Verrückt!

Эмоциональность может реализовываться с помощью всевозмож­ных видов со значением интенсификации признака: Unmasse, Hunde­wetter, Bombenerfolg, Schnapsidee (глупая затея), spottbillig и др.

В этом стиле для выражения эмоциональности широко представле­ны общеязыковые и индивидуализированные сравнения: тропы, пери­фразы, пословицы, поговорки, средства юмора и сатиры, крылатые выражения.

На синтаксическом уровне эмоционально-экспрессивная насыщен­ность обусловливает чрезвычайную активность актуального членения предложения: рема чаще помещается на первое место, а в качестве темы используется какая-либо часть предшествующего высказывания. Речевая экспрессия выражается также расчленением предложения на несколько интонационно цельнооформленных фраз. Ср.: Leg das hin! Sofort! Hierher! Вообще, основной чертой синтаксического оформ­ления разговорной речи является присоединительная связь пред-

ложений между собой и частей предложения в одном предложении.

Непринужденность разговорной речи в оформлении тесно связана с конкретностью и эмоциональностью этой речи.

Присоединительный стиль в синтаксисе и лексическая разрыхлен-ность (Auflockerung) - основные способы реализации непринужденно­сти, неформальности разговорной речи.

В общих чертах эти способы и средства можно сгруппировать следующим образом:

- неполноструктурность на всех уровнях, т.е. опущение отдельных
частей предложения и эллиптичность, обусловленные контекстом;

- присоединительный характер структурной организации предложе­
ния. Процесс формирования речи обиходного стиля носит отпечаток
недостаточной продуманности и спонтанности, что проявляется в
непоследовательности, небрежности и присоединительном характере
синтаксического выражения. "Присоединительный синтаксис" - это
добавление к грамматически независимому предложению зависимых
членов предложения или целых предложений, оформленное как вторая
часть сложносочиненного предложения или как придаточное предло­
жение. Ср., Ich werde froh sein, wenn du kommst. Aber vielleicht um 7,
sonst haben wir wenig Zeit. Zu wenig für unser Anliegen;

- предпочтение простых предложений, легко воспринимаемых на слух;

- бессоюзие, как правило, в сложных предложениях или сложных
синтаксических целых;

- синтаксические "перебои", повторы, корректирующие конструкции,
которые мотивированы всем комплексом условий непосредственного
общения:

- стяжение глагольных форм на -st с личным местоимением "du" в
форму -ste: Verstehste (Verstehst du);

- всевозможные виды редукций: 'n Hans; 'n Puppe; 'nen Hunger haben;
soll's 'n sein (Was soll es denn sein?); raus, runter, rüber, rein, rauf, hab1 ich,
hör ich; geh (e)n, steh(e)n, sie's, soll' es (sie es, soll es); nich, nisch и др.
Основная масса таких конструкций связана с диалектными особенно­
стями немецкого языка.

Тексты, демонстрирующие все вышеназванные особенности языка обиходного функционального стиля, содержатся в третьей части учебного пособия.

Q7


Наши рекомендации