Сочинение фантастических рассказов

- А теперь попробуйте сочинить небольшой фантастический рассказ. Идею какой-нибудь фантастической ситуации могут дать слова, образованные с помощью комбинируемых между собой префиксов и существительных, например: префиксы - архи, анти, полу, супер, макси, мини;

существительные - тарелка, море, корабль, дерево, самолет, стол, брюки, юбка, тело, мир, танкер.

Начинаем комбинировать префиксы с существительными:

архитарелка, антитарелка, антитело, антимир (антимиры), максиюбка, суперкорабль, супертанкер и т.д.

Получились интересные (некоторые никогда не слыханные нами) слова. Из них надо выбрать наиболее интересные и истолковать их. Можно выдумывать с этими словами разные необычные ситуации.

Составьте собственную таблицу из префиксов и существительных, сконструируйте новые слова.

- Определение "прозрачный" может быть применено к воздуху, стеклянному сосуду, кристаллу, льду, плексиглазу, шторам, пленкам, воде и др.

Назовите предметы, к которым могут быть применены определения мощный, режущий, скоропортящийся, счастливый, уютный, замкнутый, дикий, богатый.

Определения белый, съедобный, скользкий подходит к молочному киселю, вареному яйцу, некоторым грибам, мороженному. Назовите предметы к которым подходили бы сразу три определения:

1) твердый, хрупкий, черный;

2) рассыпчатый, серый, маслянистый;

3) сильный, синий, безобидный;

4) быстрый, серебристый, неживой.

- К шарообразным пустотелым предметам относятся: воздушный шарик, лампочка, плафон, флакон, ваза, мячик, аквариум. Назовите предметы, к которым подходили бы следующие определения: 1) круглые длинные; 2) круглые острые; 3) тонкие с отверстиями; 4) прямоугольные со округлениями.

- По назначению с портфелем сходны следующие предметы: ранец, рюкзак, чемодан, сумка, саквояж.

Назовите предметы, приборы, машины, сходные по назначению со следующими: 1) батарея водяного отопления; 2) шариковая ручка; 3)автобус; 4) оконное стекло.

- Составьте список возможных применений следующих вещей и веществ:

кусок провода, ржавая лопата, гнутый гвоздь, прокисшее молоко, битое стекло, пластмассовая пробка, кусок пенопласта, обрезок водопроводной трубы, картонные коробки из-под обуви, металлические бочки, неисправный будильник и утюг. К примеру, старую потрепанную книгу, вышедшую из употребления, можно еще использовать для получения новой бумаги, приготовления папье-маше (для изготовления новогодних масок, например), утепления окон на зиму и т.д.

- Назовите съедобные вещества, которые можно использовать не только как пищу. К примеру, горох можно есть, а можно и выкладывать из него красочные панно. Или: виноградный сахар (глюкоза) можно есть, а можно применять и при крашении тканей, из глюкозы получают углекислый газ и винный спирт, приготовляют лечебные препараты. - Из кирпича можно построить не только дом, но и печку. Из него приготавливают красную пудру, фильтры. Кирпичной крошкой посыпают дорожки в сквере. Наконец, кирпичи можно использовать вместо ... дров. Вот далеко не полный список возможных применений кирпича.

А теперь сами составьте списки применения следующих предметов:

сахар, вода, газета, автомобильная шина, ботинок, щетка для обуви, зеркало, пылесос, старая шуба.

А теперь пофантазируйте и попробуйте, изменив функции назначения предметов, устройств, найти им новое применение. Станьте изобретателем! К примеру, освободив корпус от остатков помады, сделать из него футляр для хранения мелка.

Упражнение "Антивремя"

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Упражнение "Ассоциация"

Учитель говорит ученикам: «Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать. Сейчас вам будет зачитано 50 слов, которые вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности.

Итак, вы прослушаете сейчас 50 слов, которые вам предлагается запомнить. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова — те самые, которые вы видите перед собой на экране. Эти опорные слова все время будут перед вашими глазами. Но как же они вам помогут? А вот как. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов на экране. К примеру: зачитано первое слово: «город». Вы смотрите на экран, находите первое слово опорного ряда — «великан» и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить — «самолет». А второе опорное слово на экране — «весло». Вы сразу же можете представить новую конструкцию самолета, который словно по воде, плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами. Такие образные ассоциации помогут вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины.

Давайте попробуем! Итак, пожалуйста! Мы медленно будем зачитывать слова, всего 50 слов, а вы в это время устанавливаете их ассоциации с рядом опорных слов на экране. Начали! Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. Прекрасно. Вы запомнили сейчас 50 слов. Мы надеемся, что они только ярко запечатлелись в вашей памяти.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова на экране. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеемся, большинство слов исходного списка вам удалось воспроизвести правильно. А сейчас послушайте список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые вы вспомнили правильно. Пожалуйста. Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон.

А сейчас подсчитайте число правильно воспроизведенных вами слов. Это и будет результатом, который вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которые вам удалось вспомнить правильно. Пожалуйста.

Спасибо. Наш ассоциативный тест закончен».

Упражнение "Бег ассоциаций"

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

Упражнение "Волшебный карандаш"

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо» или «Влево». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны один относительно другого по длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очереди свою команду, а ведущий «помогает» карандашу выполнять свои обязанности. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу.

Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой «Стоп». По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

Упражнение "Вставить слово"

Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, стоящее слева и справа от точек.

Битва ... ругань.

Животное ... нежность.

Скамья ... магазин.

Карточная игра... стержень с резьбой.

Химический элемент ... лес.

Вращающийся стержень ... насыпь.

Супружество ... изъян.

Металл ... кожа.

Рыба ... оружие.

Большое решето ... шум.

Родник ... отмычка.

Рыба ... инструмент.

Залив ... часть земли.

Молодая ветка ... самовольный уход.

Косточка пальца ... паукообразное.

Рыба ... наклонная поверхность.

Предлог... ремень узды.

Собака ... прейскурант.

Шалость ... болезнь.

Должность ... воздержание от пищи.

Ответы: брань, ласка, лавка, винт, бор, вал, брак, хром, меч, грохот, ключ, пила, губа, побег, фаланга, скат, повод, такса, проказа, пост.

Часть оружия ... торговое учреждение.

Средство общения ... часть ротовой полости.

Взбитый торчащий вихор ... повар.

Часть речи ... местный говор.

Письменный стол с выдвижной крышкой и ящиками... учреждение, контора.

Гильза с капсюлем, зарядом пороха и пулей или дробью... хозяин по отношению к подчиненным.

Место открытой разработки полезных ископаемых... бег коня.

Заостренная палка... старинная мера пахотной земли.

Трубка с затвором для выпуска жидкости или газа... подъемный механизм.

Условный знак музыкального звука... официальное, письменное обращение

правительства.

Облик...икона.

Широкая улица... программа, план.

Вещество... тайна.

Награда... организация с определенным уставом.

Старинное речное судно... инструмент.

Химический элемент... большой кипятильник.

Чувство... устаревшее наречие.

Бег лошади... животное.

Группа людей... тазик.

Продукт... тайный агент.

Танец... бег лошади.

Домовой... птица.

Ответы: магазин, язык, кок, наречие, бюро, патрон, карьер, кол, кран, почта, образ, проспект, секрет, орден, струна, титан, страсть, рысь, шайка, шпик, галоп, щур.

Упражнение "Выражение мысли другими словами"

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Упражнение "Глагольные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. К примеру: стол — стоит; пруд — блестит.

1. Фонарь — 26. Правда —

2. Соловей — 27. Агрессия —

3. Растение — 28. Мнение —

4. Одежда — 29. Каникулы —

5. Деньги — 30. Гипотеза —

6. Корабль — 31. Ошибка —

7. Мемуары — 32. Стекло —

8. Командир — 33. Знание —

9. Подвиг — 34. Импорт —

10. Публика — 35. Линия —

11. Ухабы — 36. Беседа —

12. Контракт — 37. Глаз —

13. Самолет — 38. Металл —

14. Профессия — 39. Катастрофа —

15. Капитал — 40. Гром —

16. Диктант — 41. Треугольник —

17. Мебель — 42. Канал —

18. Сутки — 43. Радость —

19. Порядок — 44. Микроскоп —

20. Живопись — 45. Сказка —

21. Симптом — 46. Ярмарка —

22. Диалог — 47. Скульптура —

23. Лифт — 48. Правило —

24. Стихи — 49. Урок —

25. Лед — 50. Комедия —

В дальнейшем инструкции можно поменять — в качестве ассоциативного слова предложить использовать:

Вариант I — в задании 1 — существительные, в задании 2 — прилагательные, в задании 3 — глаголы, в задании 4 — любые, свободные ассоциации;

Вариант II — в задании 1 — прилагательные, в задании 2 — глаголы, в задании 3 — свободные ассоциации, в задании 4 — существительные.

Вариант III —в задании 1 — глаголы,

в задании 2 — свободные ассоциации, в задании 3 — существительные, в задании 4 — прилагательные.

Упражнение "Домино"

Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезанной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

Упражнение "Заблудившийся рассказчик"

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Упражнение "Какие могут быть отношения между понятиями?"

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1) «вид — род» и «род — вид», например «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2) «часть — целое», например «плавник — окунь»;

3) «причина — следствие», например «горе — слезы»;

4) «последовательность», например «понедельник — вторник»;

5) «вид — вид», например «щука — окунь»;

6) «функциональные отношения», например «окунь — река»;

7) «противоположность», например «свет — тьма».

Следует назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:

1. Рабы — класс.

2. Осень — зима.

3. Ромб — сторона.

4. Рабы — рабовладельческий строй.

5. Тополь — ясень.

6. Газ — жидкость.

7. Сахара — пустыня.

8. Тополь — пирамидальный тополь.

9. Жидкость — вещество.

10. Рабы — рабовладельцы.

11. Карта — глобус.

12. Буква — гласная буква.

13. Носорог — саванны.

14. Тополь — лес.

15. Вода — холодная вода.

16. Рабы — крепостные крестьяне.

17. Шероховатость — трение.

18. Фигура — плоскостная фигура.

19. Союз — предлог.

20. Засуха — неурожай.

21. Рабы — Спартак.

22. Острый угол — тупой угол.

23. Север — юг.

24. Тополь — дерево.

25. Притяжение — отталкивание.

26. Повесть — глава.

27. Плодородная почва — высокий урожай.

28. Числительное — часть речи.

29. Жизнь — смерть.

30. Круг — окружность.

Упражнение "Калейдоскоп"

Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Психолог: "Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем — все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена".

Упражнение "Камень, ножницы, бумага"

Участники должны разделиться на пары. Желательно, чтобы все сидели друг напротив друга. На счет «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень — кулак, ножницы — два пальца, бумага — открытая ладонь. Причем имеется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» противника (например, камень победит ножницы), остается, а проигравший игрок выходит из игры.

В следующем туре участвуют победители первого тура игры, предварительно разделившись на пары. Если кто-то остался без напарника, он автоматически переходит в следующий тур. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

По удару гонга, все участники выкидывают на пальцах одну из трех фигур: камень, ножницы, бумага. Затем тот, кто победил противника, согласно правилу игры, гласящему, что ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, а бумага может обернуть собой камень, остается, а его партнер выбывает из игры.

Далее проводится следующий тур игры уже среди победителей второго тура. И так до полной победы одного из игроков.

Упражнение "Конструирование пословиц"

Начало пословиц помещено в левой колонке, а их окончание - в правой. Независимо от того, знаете ли вы пословицу или нет, надо отыскать ее окончание. Ответ записывается так: к номеру начала пословицы приписывается номер окончания пословицы с целью последующей проверки. К примеру, "1-8". Упражнение выполнятся на время. .

Блок 1

1. Худо овцам 2. За правое дело 3. Хоть дурен, 4. Трус и таракана 5. Ремесло - не коромысло 6. И в пепле 7. Лесом шел 8. В зимний холод 9. Каков Дема, 10. Чужому товару 11. Не торопись отвечать, 12. Не смейся, квас, 13. Птичка ветке 14. Чужая сторона 15. Совесть без зубов, 16. Глупого пока 17. Баснями 18. Не хвались в пир идучи, 19. Эдакой Демка 20. Выбирай епанчу   1 - прибавит ума. 2 - и в алтаре бьют. 3 - по своему плечу. 4 - а из пира. 5 - сыт не будешь. 6 - а дров не видел. 7 - цены не устанавливай. 8 - где волк в пастухах. 9 - да фигурен. 10 - искра бывает. 11 - дороже золотой клетки. 12 - из потемки. 13 - торопись слушать. 14 - а загрызет. 15 - не лучше нас. 16 - принимает за великана. 17 - плеч не оттянет. 18 - стой смело. 19 - всякий молод. 20 - таково у него и дома.  

Блок 2

1. Гусли звонки, 2. Цени по заслугам 3. Кто немало начинает 4. Ум да разум 5. Наш Филат 6. Кто везде 7. По бедному Захару 8. Ложась спать 9. Обычай бычий 10. Лучше хлеб с водою 11. На всякого Егорку 12. Слово толковое 13. У одной овечки 14. Пожалел волк кобылу 15. Грелся Максим 16. Ив пепле искра 17. Всякая птица 18. Одна пчела ненемало 19. На людях 20. Был бы друг 21. Ум не в бороде 22. Пустая бочка 23. Дома и 24. Ехал в Казань 25. Утро вечера 26. Умелый боец - 27. По нашу пряжу 28. Мыло серо 1. Звонче гремит. 2. Стены помогают. 3. А попал в Рязань. 4. Мудренее. 5. Везде молодец. 6. А не по услугам 7. Да струны тонки. 8. Чем пирог с бедою. 9. Надоумят сразу. 10. Мало оканчивает. 11. Не бывает виноват. 12. Думай, как встать. 13. Тот нигде. 14. А ум телячий. 15. Всякая щепка бьет. 16. Найдем и досуг. 17. Автолове. 18. Да моет бело. 19. Худо не скажут. 20. Меду перетаскает. 21. И смерть красная. 22. Своя поговорка. 23. Оставил хвост да гриву. 24. Бывает. 25. Семь пастухов. 26. Гнездо любит. 27. Вокруг осин. 28. Стоит целкового.

Блок 3

1. Умные речи 2. Есть атлас 3. По горшку 4. Я по сапоги 5. Криво дерево 6. Мороз не велик 7. Одна удача идет 8. Себялюб 9. На взгляд что орел 10. На хороший цветок 11. Каковы дружки 12. Про доброе дело 13. Прежде соберись 14. Азбука - 15. Трутни 16. Не смотри на кличку 17. Вороне 18. Сперва аз да буки 19. Одна ласточка 20. Нет плохой земли 21. Как постелешь 22. Из пушки 23. Кто бывал на коне 24. Хороша веревка длинная 25. Много видит 26. Не гордись званьем 27. Без муки 28. Плохая снасть 29. Стар да умен - 30. Спешить не спеши 1. А поторапливайся. 2. Так и выспишься. 3. По воробьям не стреляют. 4. Тот бывал и под конем. 5. Да мало смыслит. 6. Принято и слушать. 7. Летит и мотылек. 8. И покрышка. 9. Да яблоки сладки. 10. Да не у нас. 11. А он про пироги. 12. Другую ведет. 13. Да стоять не велит. 14. А по уму как филин. 15. Никому не люб. 16. А речь короткая. 17. О гордись званьем. 18. Нет и науки. 19. Отдохнуть не даст. 20. Два угодья в нем. 21. К мудрости ступенька 22. А потом дерись 23. Говори смело. 24. Соколом не быть 25. Смотри на птичку. 26. А там и науки 27. Горазды на плутни 28. Весны не делают. 29. Таковы им и пирожки. 30. Есть плохие пекари.

Примечание: ответы приведены ниже.

В следующем упражнении необходимо поставить каждое слово на свое место.

Фиксируйте время при выполнении задания.

1. Мало, немало, кто, тому, спать, надо, хочет, знать.

2. Плод, его, ученья, сладок, корень, да, горек.

3. Плох, книга, да, хороша, чтец.

4. Двигай, книгой, умом, а, своим, книга. •

5. Слово, третье, слово, родит, бежит, само.

6. Нем, языка, колокол, без, и.

7. Чисто, не, речисто, и, да.

8. Ядра, разгрызешь, так, ореха, съешь, не, и, не.

9. Безделья, дело, маленькое, большого, лучше.

10. Трошки, ножки, задрожали, нашего, у.

11. Живут, славой, не, вчерашней, войне, да.

12. Смело, дело, говори, доброе, про.

13. Семян, сеет, рано, теряет, не, кто.

14. Клубка, до, нитке, по, и, доходят.

15. Станешь, печи, на, генералом, не, сидя.

16. Мнит, стороны, видя, героем, бой, каждый, себя, со.

17. Но, скажи, мало, хорошо, лучше.

18. Воск, мед, вытапливай, сохраняй, но.

19. Духом, дело, за, берись, с, принимаясь.

20. Что, стриги, все, не, растет.

21. Швы, крой, ни, а, выйдут, как, наружу.

22. Плутни, трутни, на, горазды.

23. Боком, оком, заплатишь, досмотришь, не.

24. Бор, искры, от, сыр, загорается.

25. Пост, коту, будет, масленица, и, не, все, великий.

26. Отмерь, раз, семь, отрежь, раз, один.

27. Ступает, шагает, редко, твердо, да, и.

28. Не, капусту, попусту, мели, да, ешь.

29. Конца, у, жди, словца, всякого.

30. Артели, у, все, теле, хорошей, лошади, в.

31. Нежит, дорожка, учит, а, печка.

32. Храбрости, всякий, беседует, о, трус.

33. Почитай, поучай, молодых, старых.

34. Надобно, всякому, ко, смелу, правому, быть, делу.

35. Умок, ледок, весенний, что, молоденький.

36. Мудрого, и, на, бывает, бездумье.

37. Рубль, нажитой, даровой, дешев, дорог.

38. Снопа, свесив, обмолотишь, не, руки.

39. Будням, трутням, праздник, по, и.

40. После, Кулик, своем, велик, на, всяк.

41. Синичке, птичка, велика, тоже, да, не.

Блок 1

1-8; 2-18; 3-9; 4-16; 5-17; 6-10; 7-6; 8-19; 9-20; 10-7; 11-13; 12-15; 13-11; 14-1; 15-14; 16-2; 17-5; 18-4; 19-12:20-3.

Блок 2

1-7; 2-6; 3-10; 4-9; 5-11; 6-13; 7-15; 8-12; 9-14; 10-8; 11-22; 12-28; 13-25; 14-23; 15-26; 16-24; 17-27; 18-20; 19-21; 20-16; 21-17; 22-1; 23-2; 24-3; 25-4; 26-5; 27-19; 28-18.

Блок 3

1-6; 2-10; 3-8; 4-11; 5-9; 6-12; 7-13; 8-15; 9-14; 10-7; 11-29; 12-23; 13-22; 14-21; 15-27; 16-25; 17-24; 18-26; 19-28; 20-30; 21-2; 22-3; 23-24; 24-16; 25-5; 26-17; 27-18; 28-19; 29-20; 30-1.

Упражнение "Концентрация"

Концентрация может производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следует задать время, принять соответствующую позу, расслабить мышцы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут переключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, отгоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важно, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сторону» не более трех раз.

Упражнение "Корректура"

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Упражнение "Лестница понятий"

Производя ряд последовательных обобщений данного понятия и восходя таким образом к все более общим понятиям, можно получить лестницу понятий, в которой каждая новая ступень относится к предыдущей как род к виду. Пример: для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для понятия «столица» — понятие «город», для понятия «город» — понятие «населенный пункт». Таким образом выстраивается цепочка:

Москва — столица — город — населенный пункт. Каждое последующее понятие в этой цепи является родовым по отношению к предыдущему. Следует произвести ряд обобщений данных понятий до предела:

1. Пятиугольник

2. Крепостные крестьяне

3. Ливень

4. Сочинительный союз

5. Лесная малина

6. Рассказ «Хамелеон»

7. Равномерное ускорение

8. Деление с остатком

9. Коралловый остров 10. Зевс

11. Буква «А»

12. Каленое железо

13. Яровая пшеница

14. Байкал

15. Латы

16. Отрицательная десятичная дробь

17. Стихотворение «Узник»

18. Сосна

19. Илья Муромец

20. Существительное «дом»

Упражнение "Логичность"

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

Оценка, баллы
Количество                  
правильных ответов 16-17 14-15 12-13 10-11
Оценка, баллы Количество правильных ответов 8 19
16—17 13-15 11-12 7-8
Оценка, баллы
Количество                  
правильных 16-17 14—15 12-13 10-11
ответов                  
из 20                  
Оценка, баллы
Количество                  
правильных 14-16 12-13 10—11 8-9 6-7
ответов                  
Оценка, баллы б
Количество                  
правильных 1 - 16 15-16 13—14 12—11
ответов                  
Оценка, баллы
Количество                  
правильных   15-17 13-14 11-12
ответов                  
  Испуг — бегство А Б В Г Д Е
2. Физика — наука А Б В Г Д Е
3. Правильно — верно А Б В Г Д Е
4. Грядка — огород А Б В Г Д Е
5. Пара — два А Б В Г Д Е
6. Слово — фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый — вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода — воля А Б В Г Д Е
9. Страна — город А Б В Г Д Е
10. Похвала — брань А Б В Г Д Е
11. Месть — поджог А Б В Г Д Е
12. Десять — число А Б В Г Д Е
13. Плакать — реветь А Б В Г Д Е
14. Глава — роман А Б В Г Д Е
15. Покой — движение А Б В Г Д Е
Оценка, баллы
Количество правильных ответов 12-14 10-11 8-9
         
Оценка, баллы
  Количество правильных ответов 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7
         

вестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей немало. На каждом таком занятии (можно как 5-минутную разминку на уроке) предлагается по 2—3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: К какому виду относится? Какие у него свойства?

2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится?

Почему изменяется?

Что влияет на него?

Какие имеет свойства?

и т.д.

Инструкция: «Представьте, что перед вами изображения совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом».

Упражнение "Муха"

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

Упражнение "Не может быть!"

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

Упражнение "Неограниченные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Экспериментатор называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). К примеру: стол — комната, качается, большой; пруд — рыба, кататься на лодке, глубокий.

1. Программа —

2. Взаимоотношение —

3. Характеристика —

4. Самообразование —

Век -

6. Верхолаз —

7. Полководец —

8. Космос —

9. Гласность —

10. Истоки —

11. Согласие —

12. Государство —

13. Граница —

14. Перестройка —

15. Великодушие —

16. Скульптор —

17. Вещь —

18. Виртуоз —

19. Чуткость —

20. Дальновидность

21. Восток —

22. Фантазия —

23. Происхождение

24. Группа —

25. Свобода —

26. Ситуация —

27. Успех —

28. Симпатия —

29. Дежурство —

30. Тиран —

31. Спор —

Наши рекомендации