Набор упражнений для развития памяти у подростков
Память, один из психических процессов, который можно развивать с наибольшей эффективностью.
Игры, задания, упражнения развивающие память подростков.
· Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.
МАТЕРИАЛ:
1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.
2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.
· Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
· За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец 11. Масло
2. Экономика 12. Бумага
3. Каша 13. Пирожное
4. Татуировка 14. Логика
5. Нейтрон 15. Стандарт
6. Любовь 16. Глагол
7. Ножницы 17. Прорыв
8. Совесть 18. Дезертир
9. Глина 19. Свеча
10. Словарь 20. Вишня
Продуктивность запоминания можно вычислить по формуле:
Количество правильно воспроизведенных слов . 100 = %
Количество предлагаемых слов
· То же самое можно сделать с цифрами.
1. 43 6. 72 11. 37 16. 6
2. 57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 12 8. 44 13. 87 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19. 83
5. 81 10. 7 15. 47 20. 73
· Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
· Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
Процедура "Групповая картина"
Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.
Развивающее упражнение "Быки-Коровы"
Название. Развивающее упражнение "Быки-Коровы"
Предназначение.
Это упражнение предназначено для развития аналитико-комбинаторных способностей. Упражнение основано на известной логической игре "Быки-коровы". Сама по себе данная игра является очень полезной для развития аналитико-комбинаторных способностей. Однако игра проводится в парах. Если по тем или иным причинам психолог не может проводить игру в парах, то можно воспользоваться данным упражнением.
В упражнении приводится расклад игры "Быки-коровы". Для данного расклада возможен один и только один вариант числа. Это число и следует угадать. Упражнение можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой работе. Можно устроить среди участников соревнование на то, кто первый угадает правильный ответ. В работе школьного психолога это упражнение может преследовать цель популяризации данной игры среди обучающихся. По сути упражнение является головоломкой, и его можно давать для самостоятельной проработки всем желающим.
Не является обязательным предварительный опыт игры в "Быки-коровы": в раздаточном материале достаточно чётко прописаны правила игры.
При работе с молодёжью возможны разные интересные варианты проведения упражнения, в котором сильным фактором выступает элемент соревновательности. Одним из вариантов может быть следующий: вызывается, например, четыре участника. Психолог сообщает остальным участникам, что сейчас будет проведён конкурс на разгадывание интеллектуальных головоломок, и предлагает делать ставки. Ставки могут приниматься в виде жетонов.
Упражнение можно проводить как в спокойной обстановке, так и немного стрессовой. Усложнения могут достигаться за счёт громкой музыки или необычных позициях (например, стоя на столе).
Качества. Аналитико-комбинаторные способности
Содержание
Вася и Петя играют в игру "Быки-коровы". По правилам этой игры Петя загадывает четырёхзначное число. Все четыре цифры этого числа должны быть разными, и первой цифрой может быть ноль. Вася пытается угадать это число. Для этого он говорит Пете своё число. Если, например, Вася угадал одну цифру и при этом угадал её место, то Петя говорит "один бык". Если угадано таким образом две цифры, то получается два быка и т.д. Если Вася угадал только наличие цифры, но не её место, то Петя сообщает "одна корова". Если угадано таким образом две цифры, то получается две коровы и т.д. Обратите внимание, что корова не является быком (равно как и наоборот). И вот в очередном раунде образуется ситуация, при которой возможно только одно число. Попробуйте угадать это число.
Варианты
1)
Вася: 1385 --- 0Б 1К
Вася: 6239 --- 2Б 0К
Вася: 0237 --- 2Б 0К
Вася: 6437 --- 0Б 0К
Вася: 0219 --- 3Б 0К
2)
Вася: 1486 --- 0Б 1К
Вася: 6203 --- 0Б 1К
Вася: 9521 --- 1Б 1К
Вася: 8539 --- 0Б 3К
Вася: 9354 --- 2Б 2К
3)
Вася: 4638 --- 0Б 1К
Вася: 1042 --- 0Б 1К
Вася: 0567 --- 0Б 1К
Вася: 5391 --- 2Б 0К
Вася: 7891 --- 2Б 2К
4)
Вася: 8301 --- 0Б 2К
Вася: 0514 --- 0Б 2К
Вася: 3025 --- 0Б 0К
Вася: 1849 --- 0Б 3К
Вася: 4178 --- 2Б 1К
5)
Вася: 0398 --- 1Б 1К
Вася: 2095 --- 0Б 2К
Вася: 5349 --- 1Б 0К
Вася: 0679 --- 0Б 2К
Вася: 6302 --- 1Б 2К
6)
Вася: 3726 --- 1Б 0К
Вася: 3514 --- 0Б 1К
Вася: 8129 --- 2Б 1К
Вася: 4829 --- 3Б 0К
7)
Вася: 3980 --- 1Б 0К
Вася: 7945 --- 1Б 1К
Вася: 1976 --- 0Б 1К
Вася: 3247 --- 0Б 1К
Вася: 6485 --- 2Б 2К
8)
Вася: 6597 --- 0Б 1К
Вася: 7420 --- 1Б 1К
Вася: 0463 --- 2Б 0К
Вася: 1462 --- 2Б 0К
9)
Вася: 8621 --- 0Б 1К
Вася: 3854 --- 0Б 1К
Вася: 2597 --- 1Б 1К
Вася: 4967 --- 0Б 2К
Вася: 6570 --- 0Б 3К
10)
Вася: 9541 --- 0Б 1К
Вася: 7430 --- 0Б 1К
Вася: 2983 --- 0Б 4К
Вася: 8392 --- 2Б 2К
Вася: 3892 --- 0Б 4К
11)
Вася: 4603 --- 0Б 4К
Вася: 3046 --- 1Б 3К
Вася: 6340 --- 1Б 3К
Вася: 3460 --- 0Б 4К
12)
Вася: 2049 --- 0Б 1К
Вася: 3268 --- 1Б 3К
Вася: 6328 --- 1Б 3К
Вася: 6283 --- 0Б 4К
Вася: 3826 --- 0Б 4К
13)
Вася: 1723 --- 1Б 1К
Вася: 9735 --- 0Б 1К
Вася: 1902 --- 1Б 0К
Вася: 1678 --- 1Б 3К
14)
Вася: 9138 --- 2Б 0К
Вася: 5128 --- 2Б 1К
Вася: 4158 --- 1Б 1К
Вася: 9125 --- 1Б 2К
15)
Вася: 1426 --- 0Б 1К
Вася: 9574 --- 1Б 2К
Вася: 9845 --- 0Б 2К
Вася: 4507 --- 1Б 1К
Вася: 7519 --- 1Б 1К
16)
Вася: 4958 --- 1Б 0К
Вася: 4271 --- 1Б 1К
Вася: 0257 --- 1Б 1К
Вася: 1208 --- 1Б 0К
Вася: 4607 --- 3Б 0К
17)
Вася: 4860 --- 0Б 1К
Вася: 6371 --- 1Б 1К
Вася: 2675 --- 0Б 1К
Вася: 7349 --- 1Б 0К
Вася: 1302 --- 3Б 0К
18)
Вася: 4019 --- 0Б 1К
Вася: 0672 --- 1Б 0К
Вася: 1875 --- 1Б 2К
Вася: 1582 --- 0Б 2К
Вася: 8371 --- 2Б 2К
19)
Вася: 5627 --- 1Б 1К
Вася: 8602 --- 1Б 0К
Вася: 5432 --- 1Б 0К
Вася: 7639 --- 3Б 0К
20)
Вася: 7142 --- 0Б 2К
Вася: 2581 --- 1Б 0К
Вася: 9071 --- 0Б 2К
Вася: 2760 --- 2Б 0К
Вася: 2739 --- 1Б 1К
Верные ответы
1) 0259
2) 9345
3) 8791
4) 4186
5) 7320
6) 5829
7) 4685
8) 1473
9) 5096
10) 8329
11) 6034
12) 8362
13) 1867
14) 5132
15) 4379
16) 4307
17) 1382
18) 8173
19) 7631
20) 2490
Развитие гибкости мышления
Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить систему занятий, предложенную В.Н. Келасьевым (В.Н. Келасьев. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990.) Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.
I. Изменение привычных временных связей
1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).
2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — молния).
3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего и человека будущего).
4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).
II. Изменение привычных пространственных связей
1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на / под — дорога).
2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).
3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
III. Изменение привычных связей общности
1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «круглость» — плоская земля и что на ней происходит).
2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «дождь» и «ракета» — падают на землю; разложить воду на кислород и водород -> топливо для ракеты.
3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).
IV. Изменение привычных связей преобразования действий
1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища, которой не насыщаются).
2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).
3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте).
4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека).
5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 000 человек).
6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом — палатка — шалаш — тент).
7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса).
8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).
Развитие зрительной памяти
Мы познакомимся с увлекательными играми, которые помогут развивать нам нашу память. За каждую игру Вы будите получать какое- -то количество баллов, в конце занятия мы их посчитаем и узнаем хорошая ли у Вас память.
И. Матюгин, Е. Чакаберия " зрительная память", М.:1992
Игра 1: Нам потребуется 2 "одинаковых " рисунка с некоторыми отличиями. В начале показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памяти и записать их на листке.
Игра 2: Показываем картинку с предметами стоящими на столе (10- 20 сек.), убираем картинку и предлагаем вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если бы мы наклонили его в какую-либо сторону. Напишите названия падающих предметов на листке.
Игра 3: Две картинки с различными предметами: легкими и тяжелыми, гладкими и шершавыми, мокрыми и сухими. Первая картинка: представьте, что Вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из предметов. Почувствуйте на ощупь все предметы; затем показываем вторую картинку: посмотрите на рисунок и определите, чем он отличается от предыдущего. Какие предметы переставлены местами? Вам будет легче если Вы вспомните как дотрагивались до предметов. Напишите название этих предметов на листке.
Игра 4: Для этой игры понадобятся палочки ( не более 10 штук).Я брошу палочки на стол сосчитать Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы " сфотографировать". Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе.
Игра 5: Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложим на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек через 1-2 секунды накрываем их листом и просим выложить их. Затем сравниваем с образцом.
Теперь считаем количество баллов за каждую игру:
45- 50 баллов; Поздравляем! У Вас отличная память.
35- 44 балла; у Вас хорошая зрительная память.
30- 34 балла; у Вас нормальная зрительная память. Обратите внимание на допущенные ошибки.
15- 29 баллов; не огорчайтесь. Тренируйте свою зрительную память Вы обязательно улучшите ее.
Развитие скорочтения
Название. Развитие скорочтения
Предназначение.
Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения.
Основными причинами медленного чтения являются:
- Низкая концентрация внимания
- Проговаривание про себя читаемого текста
- Привычка читать в медленном, привычном темпе
- Узкое поле восприятия текста
- Неумение отделять существенную информацию от второстепенной
Решить эти проблемы можно с помощью недавно разработанного и довольно эффективного способа. Способ сравнительно несложный и не займет много времени. Методика включает в себя десять одинаковых упражнений, которые надо проводить по одному за день. К концу тренировки скорость чтения должна подняться на 10-30%. Сделав паузу из нескольких недель, можно повторить данный цикл упражнений.
Стимульный материал состоит из текста, который является "крошевом" из разных классических произведений. В каждом тексте одно из классических произведений является доминирующим, то есть его текст, хотя и перемежается с другими отрывками, приведен последовательно. Возможно, читающему доставит удовольствие отгадать что за классическое произведение является скелетом данного текста.
Читать текст следует на пределе возможностей, стараясь пропускать лишнее, отбрасывая "мусор".
Хотя упражнение и кажется простым, тем не менее оно может вызвать негативные эмоции, раздражение. Это нормально, это "болезнь роста".
Рекомендуется в течение 10-30 минут после упражнения взять в руки обычную книгу и прочитать хотя бы одну-две главы на предельной скорости.
Качества. Скорочтение
Развитие тактильной памяти
И. Ю. Матюгин " Тактильная память", М.: 1991
У меня сегодня немало дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научится жить.
За этими строками Анны Ахматовой, приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас занят одним делом - деланием самих себя.
Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно наконец овладеть искусством запоминания. Главное, только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека.
Что такое тактильная память? Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Для занятия нам понадобятся десять карточек с разной шероховатостью.
Игра 1: Разложите карточки в ряд по порядку от 1 до 10 номерами к низу. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки.
Постарайтесь запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать карточки.
Попробуйте на ощупь разложить карточки в прежнем порядке с закрытыми глазами.
Проверьте правильность подсчитайте количество ошибок.
Игра 2: Возьмите карточку. Закройте глаза и потрогайте ее. Что Вам напоминает ее поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждой карточки, представьте себе, на что они похожи. Напишите на листочке, что Вам напоминает каждая карточка. Оцените в баллах.
Игра 3: Возьмите картинку, на которой немало вещей. Все они разные наощупь : теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что Вы дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, будьте внимательными, потрогайте все предметы, ничего не пропустите.
Затем уберите картинку. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картинке, напишите их на листочке.
Подсчитайте баллы:
115 -120 баллов, Поздравляем! У Вас отличная тактильная память.
85 -115 баллов, у Вас хорошая тактильная память.
50 -85 баллов, у Вас нормальная тактильная память, обратите внимание на допущенные ошибки.
15 - 50 баллов, не огорчайтесь Вы обязательно улучшите свою тактильную память.
Словесные игры
- Образуйте как можно больше слов из таких слов: карантин, парикмахерская, прислониться, опор, лепесток, каторга, комар, сверло, десна, человек, полька, примус, университет.
Совсем не обязательно, чтобы в новых словах было столько же букв как и в заданных. К примеру, рот и др. Можно при выполнении этого упражнения ввести и соревновательный момент, посостязаться с партнерами на время.
- Из букв т, у, ш, а, к можно составить несколько слов с условием, что все эти пять букв составят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:
а) о, к, т; б) у, р, д, а; в) а, а, к, н; г) о, о, е, л, с, к. К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе именительном падеже): а) в, г, д; б) с, к, р, т; в) ж, к, л; г) н, л, с, к; д)ф,х; е)ж,ц; ж)б,р,щ
К примеру, с согласными м, к, л можно составить такие слова: молоко, кулема, мукомол, мак, лай, лямка, клемма, милок, ломик, ломка.
Сочинение историй
- Многие из вас знают забавные фразы, в которых каждое слово начинается с одной и той же буквы или слога. К примеру: "Четыре черненьких, чернявеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж". В этой фразе каждое слово имеет буквы «ч» и «р».
Придумайте свою такую же веселую фразу. Работу следует начинать с "Орфографического словаря", в котором надо выбрать слова, начинающиеся на одну и ту же букву и близкие по сюжету.
- А теперь давайте поучимся сочинять разные истории. Возьмем два любых слова, далеких друг от друга по смыслу. Желательно, чтобы одно обозначало какого-нибудь животного, другое - предмет. К примеру, кошка и балалайка. Попробуем их соединить с помощью предлогов, используя различные падежи. "Кошка на балалайке", "Балалайка над кошкой", "Балалайка перед кошкой", "Кошка с балалайкой", "Кошка около балалайки", "Кошка из-под балалайки" и др.
Каждая из этих фраз может быть положена в основу для выдумки какой-нибудь ситуации. К примеру, "Кошка в балалайке" - интереснейшая тема! Зачем она туда залезла? Может, там сделала себе жилище? Не исключено, что она напроказничала и спряталась от возмездия в музыкальный инструмент: никому в голову не придет искать ее там.
Возьмите пару далеких по смыслу слов и, исходя из наиболее интересных их соединений, придумайте собственный сюжет.