Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
•осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
•осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
•сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании Участвовать в общих делах и событиях;
•становление гуманистических и демократических ценностей, осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного отношении к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценности Человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
• формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
• развитие этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других
• формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
• установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
1.Познавательные результаты
Учащиеся научатся:
♦ находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
♦ сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
♦ устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
♦ строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
♦ использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
♦ классифицировать объекты на основе заданного параметра;
♦ определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.
2. Регулятивные результаты
Учащиесянаучатся:
♦ планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
♦ уточнять формулировки задач;
♦ выдвигать и проверять гипотезы;
♦ оценивать результат деятельности на основе критериев;
♦ находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
♦ видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
♦ высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
♦ определять причины своих и чужих недочетов и подбирать специальные задания для их устранения;
♦ сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов;
♦ выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
♦ сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал Для отработки способа действия и творческих работ;
♦ редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
♦ определять границы собственного знания / незнания.
3. Коммуникативные результаты
Учащиесянаучатся:
♦ понимать позиции разных участников коммуникации;
♦ задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
♦ осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
♦ осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа-сопровождением);
♦ владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
♦ сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
♦ учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
♦ проявлять интерес к разным точкам зрения;
♦ аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
♦ создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
♦ создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:
♦ синтагматического (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) чтения вслух; чтения про себя;
♦ анализа и интерпретации произведений разной жанрово-видовой специфики;
♦ сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
♦ самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
♦ различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического и лирического родов литературы;
♦ определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
♦ разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
♦ пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включением описания персонажа, его поступков, диалога;
♦ создания в ходе групповой работы сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
♦ самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
♦ ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронные журналы «Кукумбер», «Литературные пампасы», «Библио Гид» и др.);
♦ выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
♦ создания нового текста по модели, теме, предложенной проблеме, по выбору;
♦ создания монологического высказывания;
♦ формулирования ответов на вопросы в диалоге и на письме.
2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:
♦ опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
♦ умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
♦ способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
♦ способами нахождения изобразительных средств языка (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
♦ способами характеристики персонажей, их поступков;
♦ способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
♦ способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
♦ способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
3. В творческой деятельности учащиеся научатся:
♦ создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзыв, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
♦ редактировать собственный текст;
♦ интерпретировать произведение: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, прогнозировать, создавать «виртуальный» мультфильм и др.;
♦ создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
♦ создавать презентации по результатам исследования произведений;
♦ проектировать свою деятельность.