Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» явля­ются:

•осознание себя членом многонационального российского общества и государства;

•осознание литературы как явления национальной и мировой культу­ры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

•сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в ин­тересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании Участвовать в общих делах и событиях;

•становление гуманистических и демократических ценностей, осозна­ние и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нрав­ственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного от­ношении к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценности Человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;

• формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

• развитие этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других

• формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, свер­стниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

• установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным цен­ностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1.Познавательные результаты

Учащиеся научатся:

♦ находить и выделять необходимую информацию в различных источ­никах (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ре­сурсах);

♦ сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответ­ствии с учебной задачей;

♦ устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступ­ками персонажей;

♦ строить рассуждения на основе установленных причинно-следствен­ных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

♦ использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

♦ классифицировать объекты на основе заданного параметра;

♦ определять главное и второстепенное в источниках информации, на­ходить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.

2. Регулятивные результаты

Учащиесянаучатся:

♦ планировать собственную учебную и читательскую деятельность в со­ответствии с поставленной целью;

♦ уточнять формулировки задач;

♦ выдвигать и проверять гипотезы;

♦ оценивать результат деятельности на основе критериев;

♦ находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образ­цом;

♦ видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учеб­ной задачи;

♦ высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

♦ определять причины своих и чужих недочетов и подбирать специаль­ные задания для их устранения;

♦ сравнивать характеристики запланированного и полученного результа­тов;

♦ выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятель­ности;

♦ сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал Для отработки способа действия и творческих работ;

♦ редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

♦ определять границы собственного знания / незнания.

3. Коммуникативные результаты

Учащиесянаучатся:

♦ понимать позиции разных участников коммуникации;

♦ задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и уста­новления контактов для ее решения;

♦ осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

♦ осуществлять презентацию результатов своего исследования перед ау­диторией (в том числе с мультимедиа-сопровождением);

♦ владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодей­ствия в учебной и внеучебной деятельности;

♦ сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятель­ности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуа­ции);

♦ учитывать и координировать различные мнения в общении и сотруд­ничестве;

♦ проявлять интерес к разным точкам зрения;

♦ аргументировать собственную позицию в момент общения в коррект­ной форме;

♦ создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

♦ создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» явля­ются:

1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:

♦ синтагматического (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) чтения вслух; чтения про себя;

♦ анализа и интерпретации произведений разной жанрово-видовой спе­цифики;

♦ сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

♦ самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов разви­тия действия в произведении;

♦ различения по общим признакам художественных и нехудожествен­ных произведений, текстов эпического и лирического родов литературы;

♦ определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

♦ разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

♦ пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включением описания персонажа, его поступков, диалога;

♦ создания в ходе групповой работы сценария по эпическому произве­дению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационно­го выступления;

♦ самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

♦ ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, эн­циклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источ­ника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чте­ния (электронные журналы «Кукумбер», «Литературные пампасы», «Библио Гид» и др.);

♦ выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

♦ создания нового текста по модели, теме, предложенной проблеме, по выбору;

♦ создания монологического высказывания;

♦ формулирования ответов на вопросы в диалоге и на письме.

2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:

♦ опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

♦ умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

♦ способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

♦ способами нахождения изобразительных средств языка (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись) с целью определения авторско­го отношения к окружающей действительности;

♦ способами характеристики персонажей, их поступков;

♦ способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

♦ способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

♦ способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

3. В творческой деятельности учащиеся научатся:

♦ создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзыв, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

♦ редактировать собственный текст;

♦ интерпретировать произведение: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, прогнозировать, создавать «виртуальный» мультфильм и др.;

♦ создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

♦ создавать презентации по результатам исследования произведений;

♦ проектировать свою деятельность.

Наши рекомендации