Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению
(Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Авторская программа Е.И.Матвеевой)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Соответствует ФГОС НОО, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и авторской программы Е.И. Матвеевой.
Литературное чтение — особый предмет школьной программы 1-й ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением — умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности — систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Программа предназначена для 1 класса А, обучающегося по программе «Система Эльконина-Давыдова».
2. Общая характеристика учебного предмета
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.
В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличии от других предметов школьной программы литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте.
Исходя из этих позиций предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.
Цель предлагаемого курса чтения— формирование читательской компетентности
♦ через обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения учащихся;
♦ освоение «смыслов» литературного текста;
♦ открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка;
♦ воспитание культуры восприятия текста;
♦ стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение:
1) образовательных задач:
• развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
• развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
• открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
• формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
• развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
• развитие коммуникативных способностей;
• развитие речи;
3) воспитательных задач:
• формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
• воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:
— открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанро-во-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
— овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
— совершенствование навыка синтагматического чтения:
— применение законов русской речи в ситуациях речемысли-телъной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.
Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа — главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.
«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.
Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Оно сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.
Исходя из этих позиций «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
Все вышесказанное определяет принципы отбора литературных произведений для изучения в начальной школе. Осознание творческой позиции, формирование вкуса, соотнесение изучаемого произведения с культурной нормой литературного текста возможны лишь при насыщении уроков богатым, разнообразным литературным материалом.
Программа ориентирует ребенка в разнообразном читательском пространстве, следуя особым критериям отбора литературных текстов.
Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали художественность, полифоничность, разнообразие жанрово-видовой специфики, духовность.
Критерий художественности является одним из определяющих. Истинно художественные произведения формируют эстетический вкус читателя, вызывают разнообразные переживания. Большинство предлагаемых текстов образны. Они подталкивают ребенка к созданию собственных образов того, что описывает или о чем повествует автор. Данный критерий позволяет выделить тексты, рассматриваемые в особом порядке, создающие культурное «поле» для разворачивания читательской деятельности.
Такие тексты ученики воспринимают неадекватно. Этот факт, как показывает практика, важен для ведения разговора о прочитанном, для рефлексии разных уровней восприятия и чтения текстов. Подобные произведения дают возможность по-разному раскрыть смысл задуманного автором, предусматривают различное толкование творческого замысла. Критерий художественности взаимосвязан с критерием полифоничности.
Критерий полифоничности предоставляет возможности неоднозначного восприятия литературного произведения разными учащимися одного класса и читателями разных возрастов.
В соответствии с последним ряд предлагаемых учащимся текстов имеет, по мнению авторов, «вневозрастной» характер.
Такие тексты литературных произведений способны удивлять и продолжать диалог ребенка с автором после знакомства с текстом. Этот критерий определяет исследовательскую позицию ребенка, самостоятельно открывающего «смыслы» словесного образа, созданного автором.
Программа представлена широким спектром текстов разных авторов разных эпох, что позволяет наиболее полно познакомить ребенка с миром литературы, показать ему интересные способы самовыражения авторов: писателей и поэтов, почувствовать и принять различные «видения» одного и того же предмета, явления.
В дальнейшей работе (в третьем классе) данный критерий помогает выявить разные подходы к рассматриваемой теме, проблеме в сочинениях учеников, пробующих создать в письменной речи индивидуальный образ исследуемого объекта.
Если говорить о жанрово-видовой специфике текстов, то данный критерий помогает рассмотреть предлагаемые тексты в своеобразии их формы и содержания. Жанр, выступая в качестве особого «расширителя» читательского сознания, обеспечивает рост культуры эстетического восприятия (СП. Лавлинский). Программа насыщена поэтическими и прозаическими текстами разных авторов. Здесь есть тексты описательного и повествовательного характера. Тексты-рассуждения строятся в ходе диалога о прочитанном в классе и дома.
Остановимся на распределении видов и жанров литературы в той логической последовательности, в которой они следуют в нашем курсе литературного чтения.
В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. На данном этапе ученикам специально предлагается «спектр» разных жанров для того, чтобы они увидели, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.
Все предлагаемые тексты имеют в основном небольшой объем, описывают разные жизненные и сказочные ситуации, легковоспроизводимы. Они подталкивают к размышлению, оригинальны интонационно, разнообразны по темпу, ритмике, тональности, выразительности. Приемлемы для выразительного интонирования и запоминания наизусть. Большинство поэтических текстов дети легко запоминают в ходе беседы на уроке. На данном этапе изучения текстов мы не ставим задачу освоения специфики определенного жанра, чтобы не разрушить целостного восприятия текста, не «помешать» детям насладиться искусством словесного выражения.
Произведения, изучаемые на этом этапе, имеют прямое или косвенное отношение к одной общей теме: «Что такое чудо? Как и где его можно обнаружить?» Естественно, что не только эта тема обнаруживается в содержании текстов, с которыми знакомятся ученики, каждое новое произведение представлено как некое чудо, созданное талантом автора.
Во 2 классе ученики также знакомятся с материалом разной жанровой специфики на одну и ту же тему: «Каким бывает слово?» Здесь встретятся лирические и юмористические стихотворения, юмористические рассказы, сказки, притчи, басни, волшебные истории и пословицы.
На первом этапе знакомства с разными жанрами ученик проходит путь от обычного слова до создания особого текста о нем. Детям предлагается выступить в позиции исследователя смысла слова в речи, языке, литературе, обратить внимание на разные способы передачи настроения в текстах. Ученикам предлагается пройти путь осмысления роли слова у разных авторов. С этой целью в процессе чтения разножанровых текстов ученики самостоятельно выявляют особенности создания словесного образа слова, знакомятся с его значениями и функциями.
На втором этапе предлагается иной методический ход, основанный на контрастном восприятии текстов. Если ранее слово представлялось красивым, гармоничным, то теперь предлагается увидеть его иным — невыразительным, невежливым, порой обидным. Для этого в программу включены произведения, наполненные «воспитательным» содержанием, подсказывающие ученикам, что «так говорить» нежелательно, потому что речь — показатель культуры человека.
Эти произведения носят в основном игровой, юмористический характер, они как бы «дорисовывают» картину о возможностях человеческого слова и предоставляют ученику право выбора: говорить грамотно, образно, культурно или наоборот.
На третьем этапе знакомства с видами и жанрами литературы изучаются объединенные согласно жанровым особенностям такие произведения, как русская народная сказка, сказка-притча, авторская (литературная) сказка.
Ученики выступают в позиции исследователя жанра сказки: рассматривают содержательные, интонационные, структурные и видовые особенности.
«Сказочное» слово, представленное в русском фольклоре и разными авторами, позволяет ребенку почувствовать его особенности: иносказательность, иногда поучительность, образность и др. Ученик знакомится с жанровыми и композиционными особенностями русской народной сказки, сказки-притчи, авторской (литературной) сказки. Среди русских народных сказок подробно рассматриваются признаки волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.
В 3 классе ученики знакомятся с понятием авторская позиция.
На первом этапе в текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они выступают с позиции исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).
Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того, чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия жанр.
Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединенных одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие.
На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.
Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце 3 класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.
В 4 классе изучают произведения, посвященные теме детских впечатлений, переживаний, воспоминаний. Следовательно, кроме рассказов, повестей, стихотворений, басен ученики знакомятся с биографическим, автобиографическим и мемуарным жанрами. Они рассматривают общую для предлагаемых текстов тему на примере произведений повествовательного характера: рассказа, повести, истории. Среди нехудожественных произведений моделируются жанры отзыва и эссе.
В курсе литературного чтения иногда используются отрывки из произведений, обладающих смысловой законченностью. В рубрике для дополнительного чтения ученикам предлагается прочитать такие произведения целиком. Критерий духовности. Среди предлагаемых текстов присутствуют в основном классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Именно на начальном этапе литературного образования приоритет должен оставаться за такими текстами, так как в младшем школьном возрасте и закладывается духовный фундамент развивающейся личности.
Программа представлена текстами для чтения в основном русских писателей и поэтов.
Среди зарубежных авторов предпочтение отдается произведениям Джанни Родари и Ганса Христиана Андерсена, так как их тексты, судя по опыту работы с детьми, интересны и любопытны для данного возраста, они вызывают сильные эмоции, стимулируют чтение других текстов, более понятны ученикам начальной школы.
Программа включает произведения современных авторов, популярные в детском чтении, а также рассматривает тексты, совсем незнакомые детям, но имеющие большой духовный потенциал. Среди них особо выделяются тексты философского содержания в жанре эссе и рассказа.
Курс литературного чтения, наполненный духовным содержанием, безусловно, ориентирует ребенка в мире нравственных ценностей. Для того чтобы эти ценности не навязывались ученику, не имели назидательного характера, наша программа имеет ведущую сквозную идею о талантах человека.
В отличие от других школьных предметов литературное чтение представляет собой курс, имеющий дело прежде всего с образами. Для представления образов, их восприятия или создания новых образов необходимо развивать у ребенка способность воображать, мыслить образами, представлять тот «объект», который создается в произведении. В связи с этим необходимо рассматривать ведущие литературоведческие понятия.
Понятие понимается не просто как совокупность ассоциативных связей, усваиваемая с помощью памяти, не как автоматический умственный навык, а как сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть с помощью простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень, чтобы понятие могло возникнуть в сознании.
Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ. Учащиеся 1—2 классов в процессе работы с текстом пропедевтически развивают способности «работать с образом», выявлять средства его создания.
В 3 классе их деятельность фокусируется на выстраивании таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художественное произведение, а в 4 классе «достраивается» понятие художественный образ.
Все тексты программы структурированы особым образом в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.
Под темой нами понимается не только определение предмета (круга событий) повествования в его характерном «повороте» (объект изображения), но и характеристика специфики авторской «орудийности» — установки или комплекса установок относительно композиционно-речевых форм художественной выразительности, а также позиции, «занимаемой данным текстом по отношению к другим текстам и явлениям». «Обязательное свойство темы — это быть тем инвариантом, вариациями которого является все в произведении, так сказать, наибольшим множителем всех составляющих текста — его частей, уровней, образов, деталей и т. п.».
Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!».
Такая структура программы сохраняется в 1—4 классах с постепенным увеличением объема текстов в пользу ребенка.
Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.
Решение этой задачи проходит успешнее в ходе обучения литературному чтению в активной речемыслительной деятельности.
Ситуация такой деятельности благоприятно создается на уроках уже в первом классе, где происходит активизация всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения и письма.
Цель уроков чтения в начальном звене — воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения — решается с помощью творческих задач.
Уже в первом классе ребенок выступает в роли «исследователя» произведения, учится высказывать гипотезы о том, какую мысль хотел донести до него как читателя автор. Начиная с 3 класса обозначается проблема, как, какими приемами, средствами речи эта мысль доносится до читателя.
Творческие задания к текстам учебника способствуют созданию такой ситуации в классе, которая дает возможность проведения исследовательской работы учащихся уже в начальных классах, появления интересных детских интерпретаций прочитанных произведений.
Таким образом, обучение осуществляется в процессе специально организованной учебной коллективно-распределенной деятельности.
Начиная с третьего класса в программу включаются специальные задания на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к читателю, от читателя к автору». Задачей данных творческих уроков является формирование умений не только создать собственный текст, но и проанализировать написанное согласно выработанным критериям оценки.
Основным методом в системе развивающего обучения является постановка и решение учебных задач. Все задачи, выделенные в курсе «Литературное чтение», ребенок способен решить только при условии овладения способом смыслового чтения.
Основным принципом формирования навыка чтения является особый подбор дидактических текстов.
Искусственные тексты составлены с учетом увеличения количества слов и усложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для Детского и взрослого чтения. Например, тема дождя в литературных текстах открывается такой же темой в искусственном тексте.
Среди искусственных текстов есть тексты-поучения, тексты-истории, тексты-сказки. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах присутствуют разные по интонации предложения. Каждый текст имеет свой ритмический рисунок, позволяющий ребенку легко читать текст вслух. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введены 1—2 «трудных» слова, возможно неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы.
Формирование позиции «читателя» происходит постепенно. Ученики, овладевая способом синтагматического чтения, одновременно работают над осмыслением произведения. Для этого программа предлагает разные техники «проникновения» в смысл текста, овладения его содержанием. «Тщательное», устоявшееся чтение основывается на приобретении ряда способов, связанных с анализом содержания и формы текста. К таким техникам мы относим:
• «тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания»
текста (работа на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно, что показалось странным, необычным; именно в «точках предпонимания» можно уловить зачатки будущих «гипотез смысла», которые рассматриваются в ходе анализа);
чтение текста «островками» — неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента, установлением связок между разными точками зрения читателей и выявлением самых ярких мест для понимания содержания произведения;
составление «вопросника» к новым изучаемым текстам, формулирование на его основе учебной задачи урока;
организация «диалога» автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации, предмет разговора и особенности «языка» текста;
чтение с иллюстрированием;
чтение с переводом с языка литературы на язык театра, кинофильма (распределение ролей, чтение по ролям, драматизация текста);
выделение фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующего замысел автора, его точку зрения на проблему; соотнесение своей позиции с позицией автора и других читателей;
прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения учитель делает остановку («обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, чаще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта. Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственного переживания, заполнить сюжетные «пустоты»).
Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятельность не только на уроке, но и за рамками урока, во внеурочной деятельности. Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу.
1класс. Знакомство с понятиями книга, библиотека, библиотекарь, книжный фонд, абонемент, читальный зал.
Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг, первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками, элементами книги (обложка, корешок, переплет, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация).
2класс. Знакомство с процессом создания книги, с профессиями людей, которые печатают книгу (наборщик, печатник, переплетчик), с названи ем «книжной фабрики» — типографией.
Знакомство с понятиями библиотечный (или книжный) фонд, открытый и закрытый фонд, стеллаж, полка. Формирование умения самостоятельно находить книгу на полке разными способами: «по автору», «по названию», «по рубрике» и т. д.
Знакомство с понятиями газета, журнал, статья, заметка, корреспондент, журналист, периодическая печать, книга-сборник, справочные издания, Интернет – издания.
3 — 4 классы. Знакомство с каталогом, шифром книги, понятиями каталожная карточка, каталожный разделитель.
Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Программа предлагает возможные пути, формы работы во внеурочное время (на основе изученных литературных произведений и самостоятельного читательского опыта).
Читатели, опираясь на свой читательский опыт, делятся собственными впечатлениями о прочитанном, увиденном в разнообразной творческой проектной работе. Они становятся авторами, открывая для себя законы творчества, ищут различные средства создания новых образов, выражения индивидуальной авторской позиции.
Программа по литературному чтению предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого читателя, позволяют составить ученические «Портфолио читателя», «Портфолио автора», «Портфолио художника» и др., в которых будут представлены все виды письменных творческих работ в разных литературных жанрах, иллюстрации к сочинениям, компьютерные рисунки, «анимационные фильмы», межпредметные и надпредметные проекты.
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положенным в основу новых образовательных стандартов, программа по литературному чтению включает систему оценки качества освоения данной программы.
В специальных тетрадях «Проверочные работы по литературному чтению» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.
Специальные задания всех учебников по литературному чтению, «Рабочих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку.
«Проверочные тетради» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой аттестации в 4 классе, включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Задания в «Проверочных тетрадях» предлагаются для определения базового и повышенного уровней.
Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание), что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Литературное чтение » в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. 1 класс – 40часов, во 2-4 классе - 136 часов (4 X 34=136ч.). Программа рассчитана на 448часов
Содержание учебного предмета.
Программа литературного чтения по каждому году обучения включает в себя следующие разделы:
1. Открытие мира литературы.
2. Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира.
3. Совершенствование навыка синтагматического чтения.
4. Знания и умения.
Букварный период (Букварь Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.) (92 часа),
Букварь, по которому вам предстоит работать, является частью учебного комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова), соответствует содержанию программы «Русский язык» (авторы В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова) и предназначен для первых классов четырехлетней начальной школы.
Разделы букваря:
1. Формирование начальных представлений о слове.
2. Звуковой анализ слова.
3. Формирование действий письма и чтения
Литературное чтение. (Матвеева Е.И.) 1 класс(40 часов)
Введение в литературное чтение
Открытие мира литературы. Круг детского чтения.
Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.
Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.
Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения.
Знания и умения
К концу первого класса обучающиеся должны знать:
— особенности «взрослого» чтения: выделение голосом ключевых слов и соблюдение пауз между смысловыми отрезками речи;
— интонационные особенности произведения: тон, темп, ритм, определяющие особенности его настроения при передаче чувств автора;
— критерии выразительного чтения дидактического текста;
— тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
— законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях обшения между собеседниками;
уметь:
— читать дидактический текст, используя чтецкую партитуру (выделенные ключевые слова и расставленные паузы);
— выразительно читать небольшие по объему художественные тексты, интонировать наизусть игровые стихи;
— определять настроение (тональность) художественного произведения;
— формулировать тему и главную мысль прочитанного текста;
— отличать прямое и переносное значения слова;
— отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания, высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
— оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения текста;
— читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса — не менее 40 слов в минуту);
иметь представление:
— о форме поэтического и прозаического текста;
— о произведениях разных авторов на одну тему (описание весеннего цветка, радуги, дождика и т. д.).
Содержание учебного предмета. 1 класс
Тема | Содержание |
Букварь 92 ч. | Формирование начальных представлений о слове. Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова -„помощники“ — на примере предлогов и союзов). Звуковой анализ слова.Звуки речи как „строительный материал“ слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Формирование действий письма и чтения. Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А,О,У,Ы,Э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М,Н,Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я,Ё,Ю,И,Е), две „работы“ гласных букв. Представление об орфограмме как элементе („части“) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов. Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г—К, В—Ф и т.д.). Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква Й, буквы Я,Ё,Ю,Е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о „работе“ гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). „Разделительные знаки“ Ь и Ъ (наблюдения). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит. |
Раздел I. Чудеса природы (9часов) | М. В. Бородицкая «Весна сбежала за ворота»; Я.Л.Аким «Апрель»; Н. И. Сладков «Медведь и солнце»; Э. Ю. Шим «Весна»; В. В. Бианки «Прилетала красавица весна»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко» (отрывок); Э. Ю. Шим «Ландыш»; И. С. Соколов-Микитов «Ландыши»; П.Соловьева «Подснежник»; И. А. Бунин «Ландыш»; Г. X. Андерсен (перевод с датского Г. Мирошниковой) «Подснежник». Читай, удивляйся, размышляй! Наши рекомендации
|