Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по литературному чтению

(Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Авторская программа Е.И.Матвеевой)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Соответствует ФГОС НОО, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и авторской программы Е.И. Матвеевой.

Литературное чтение — особый предмет школьной программы 1-й ступе­ни образования, дающий представление о многообразии литературы как яв­ления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для ус­пешности обучения по всем предметам; формирует потребность в система­тическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных по­нятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладаю­щего основным умением — умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности — систему учебно-познаватель­ных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, ре­шать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Программа предназначена для 1 класса А, обучающегося по программе «Система Эльконина-Давыдова».

2. Общая характеристика учебного предмета

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличии от других предметов школьной программы литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте.

Исходя из этих позиций предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.

Цель предлагаемого курса чтения— формирование читательской компетентности

♦ через обеспечение интенсивного совершенствования способа синтаг­матического чтения учащихся;

♦ освоение «смыслов» литературного текста;

♦ открытие разных способов (техник) понимания произведения для раз­вития творческих и коммуникативных способностей ребенка;

♦ воспитание культуры восприятия текста;

♦ стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение:

1) образовательных задач:

• развитие потребности читать любой текст (художествен­ный и нехудожественный) через освоение приемов син­тагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

• развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

• открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

• формирование в сознании читателя эстетических (эмо­ционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

• развитие «чувства художественного слова», литератур­ного вкуса;

• развитие коммуникативных способностей;

• развитие речи;

3) воспитательных задач:

• формирование культуры творческого восприятия лите­ратурного произведения;

• воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Данный курс органически связывает в себе следующие со­держательные моменты:

— открытие мира литературы (знакомство с новыми име­нами авторов, новыми произведениями, разными жанро-во-видовыми особенностями текстов, приемами выраже­ния авторской позиции; рассмотрение одной темы в пред­ставлении разных авторов);

— овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказыва­ния, выражения личной авторской позиции);

— совершенствование навыка синтагматического чтения:

— применение законов русской речи в ситуациях речемысли-телъной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсаль­ных) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобре­тение этого способа — главное событие в процессе становления читательс­кой позиции. Непременным условием открытия читателем собственного ви­дения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщатель­ное» чтение.

«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяет­ся много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех основа­ний: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соот­несенности с культурной нормой.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Оно сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт свя­зан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

Исходя из этих позиций «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении кото­рой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.

Все вышесказанное определяет принципы отбора литературных произве­дений для изучения в начальной школе. Осознание творческой позиции, формирование вкуса, соотнесение изучаемого произведения с культурной нормой литературного текста возможны лишь при насыщении уроков богатым, разнообразным литературным материалом.

Программа ориентирует ребенка в разнообразном читательском прост­ранстве, следуя особым критериям отбора литературных текстов.

Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали художественность, полифоничность, разнообразие жанро­во-видовой специфики, духовность.

Критерий художественности является одним из определяющих. Ис­тинно художественные произведения формируют эстетический вкус читате­ля, вызывают разнообразные переживания. Большинство предлагаемых текстов образны. Они подталкивают ребенка к созданию собственных обра­зов того, что описывает или о чем повествует автор. Данный критерий поз­воляет выделить тексты, рассматриваемые в особом порядке, создающие культурное «поле» для разворачивания читательской деятельности.

Такие тексты ученики воспринимают неадекватно. Этот факт, как пока­зывает практика, важен для ведения разговора о прочитанном, для рефлек­сии разных уровней восприятия и чтения текстов. Подобные произведения дают возможность по-разному раскрыть смысл задуманного автором, предус­матривают различное толкование творческого замысла. Критерий художест­венности взаимосвязан с критерием полифоничности.

Критерий полифоничности предоставляет возможности неоднозначно­го восприятия литературного произведения разными учащимися одного класса и читателями разных возрастов.

В соответствии с последним ряд предлагаемых учащимся текстов имеет, по мнению авторов, «вневозрастной» характер.

Такие тексты литературных произведений способны удивлять и продол­жать диалог ребенка с автором после знакомства с текстом. Этот критерий определяет исследовательскую позицию ребенка, самостоятельно открываю­щего «смыслы» словесного образа, созданного автором.

Программа представлена широким спектром текстов разных авторов раз­ных эпох, что позволяет наиболее полно познакомить ребенка с миром ли­тературы, показать ему интересные способы самовыражения авторов: писате­лей и поэтов, почувствовать и принять различные «видения» одного и того же предмета, явления.

В дальнейшей работе (в третьем классе) данный критерий помогает вы­явить разные подходы к рассматриваемой теме, проблеме в сочинениях уче­ников, пробующих создать в письменной речи индивидуальный образ иссле­дуемого объекта.

Если говорить о жанрово-видовой специфике текстов, то данный кри­терий помогает рассмотреть предлагаемые тексты в своеобразии их формы и содержания. Жанр, выступая в качестве особого «расширителя» читательско­го сознания, обеспечивает рост культуры эстетического восприятия (СП. Лавлинский). Программа насыщена поэтическими и прозаическими текста­ми разных авторов. Здесь есть тексты описательного и повествовательного характера. Тексты-рассуждения строятся в ходе диалога о прочитанном в классе и дома.

Остановимся на распределении видов и жанров литературы в той логи­ческой последовательности, в которой они следуют в нашем курсе литера­турного чтения.

В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказ­кой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. На данном этапе ученикам специально предлагается «спектр» разных жанров для того, чтобы они увидели, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.

Все предлагаемые тексты имеют в основном небольшой объем, описыва­ют разные жизненные и сказочные ситуации, легковоспроизводимы. Они подталкивают к размышлению, оригинальны интонационно, разнообразны по темпу, ритмике, тональности, выразительности. Приемлемы для вырази­тельного интонирования и запоминания наизусть. Большинство поэтических текстов дети легко запоминают в ходе беседы на уроке. На данном этапе изучения текстов мы не ставим задачу освоения специфики определенного жанра, чтобы не разрушить целостного восприятия текста, не «помешать» детям насладиться искусством словесного выражения.

Произведения, изучаемые на этом этапе, имеют прямое или косвенное отношение к одной общей теме: «Что такое чудо? Как и где его можно об­наружить?» Естественно, что не только эта тема обнаруживается в содержа­нии текстов, с которыми знакомятся ученики, каждое новое произведение представлено как некое чудо, созданное талантом автора.

Во 2 классе ученики также знакомятся с материалом разной жанровой специфики на одну и ту же тему: «Каким бывает слово?» Здесь встретятся лирические и юмористические стихотворения, юмористические рассказы, сказки, притчи, басни, волшебные истории и пословицы.

На первом этапе знакомства с разными жанрами ученик проходит путь от обычного слова до создания особого текста о нем. Детям предлагается выступить в позиции исследователя смысла слова в речи, языке, литерату­ре, обратить внимание на разные способы передачи настроения в текстах. Ученикам предлагается пройти путь осмысления роли слова у разных авто­ров. С этой целью в процессе чтения разножанровых текстов ученики са­мостоятельно выявляют особенности создания словесного образа слова, зна­комятся с его значениями и функциями.

На втором этапе предлагается иной методический ход, основанный на контрастном восприятии текстов. Если ранее слово представлялось краси­вым, гармоничным, то теперь предлагается увидеть его иным — невырази­тельным, невежливым, порой обидным. Для этого в программу включены произведения, наполненные «воспитательным» содержанием, подсказываю­щие ученикам, что «так говорить» нежелательно, потому что речь — показа­тель культуры человека.

Эти произведения носят в основном игровой, юмористический характер, они как бы «дорисовывают» картину о возможностях человеческого слова и предоставляют ученику право выбора: говорить грамотно, образно, культур­но или наоборот.

На третьем этапе знакомства с видами и жанрами литературы изуча­ются объединенные согласно жанровым особенностям такие произведения, как русская народная сказка, сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Ученики выступают в позиции исследователя жанра сказки: рассматри­вают содержательные, интонационные, структурные и видовые особенности.

«Сказочное» слово, представленное в русском фольклоре и разными ав­торами, позволяет ребенку почувствовать его особенности: иносказатель­ность, иногда поучительность, образность и др. Ученик знакомится с жанро­выми и композиционными особенностями русской народной сказки, сказ­ки-притчи, авторской (литературной) сказки. Среди русских народных ска­зок подробно рассматриваются признаки волшебной, бытовой сказок и сказ­ки о животных.

В 3 классе ученики знакомятся с понятием авторская позиция.

На первом этапе в текстах описательного и повествовательного харак­тера разной жанровой специфики они выступают с позиции исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворе­ния, звукописи).

Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-попу­лярный текст для того, чтобы понять авторское отношение к предмету опи­сания в разных жанрах и выйти на определение понятия жанр.

Постепенное погружение в особенности создания художественного обра­за позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, напи­санных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединенных одной тема­тической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описа­ний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие.

На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художе­ственных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.

Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце 3 класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.

В 4 классе изучают произведения, посвященные теме детских впечатле­ний, переживаний, воспоминаний. Следовательно, кроме рассказов, повес­тей, стихотворений, басен ученики знакомятся с биографическим, автобио­графическим и мемуарным жанрами. Они рассматривают общую для предла­гаемых текстов тему на примере произведений повествовательного характера: рассказа, повести, истории. Среди нехудожественных произведений модели­руются жанры отзыва и эссе.

В курсе литературного чтения иногда используются отрывки из произве­дений, обладающих смысловой законченностью. В рубрике для дополнитель­ного чтения ученикам предлагается прочитать такие произведения целиком. Критерий духовности. Среди предлагаемых текстов присутствуют в основном классические произведения, прошедшие проверку временем, име­ющие духовный потенциал. Они не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Именно на начальном этапе литературного образования приори­тет должен оставаться за такими текстами, так как в младшем школьном возрасте и закладывается духовный фундамент развивающейся личности.

Программа представлена текстами для чтения в основном русских писа­телей и поэтов.

Среди зарубежных авторов предпочтение отдается произведениям Джан­ни Родари и Ганса Христиана Андерсена, так как их тексты, судя по опыту работы с детьми, интересны и любопытны для данного возраста, они вызы­вают сильные эмоции, стимулируют чтение других текстов, более понятны ученикам начальной школы.

Программа включает произведения современных авторов, популярные в детском чтении, а также рассматривает тексты, совсем незнакомые детям, но имеющие большой духовный потенциал. Среди них особо выделяются тексты философского содержания в жанре эссе и рассказа.

Курс литературного чтения, наполненный духовным содержанием, безусловно, ориентирует ребенка в мире нравственных ценностей. Для того чтобы эти ценности не навязывались ученику, не имели назидательного ха­рактера, наша программа имеет ведущую сквозную идею о талантах чело­века.

В отличие от других школьных предметов литературное чтение представ­ляет собой курс, имеющий дело прежде всего с образами. Для представле­ния образов, их восприятия или создания новых образов необходимо разви­вать у ребенка способность воображать, мыслить образами, представлять тот «объект», который создается в произведении. В связи с этим необходимо рассматривать ведущие литературоведческие понятия.

Понятие понимается не просто как совокупность ассоциативных свя­зей, усваиваемая с помощью памяти, не как автоматический умственный на­вык, а как сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть с помощью простого заучивания, но который непременно требует, чтобы мысль ребенка поднялась в своем внутреннем развитии на высшую ступень, чтобы понятие могло возникнуть в сознании.

Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ. Учащиеся 1—2 классов в про­цессе работы с текстом пропедевтически развивают способности «работать с образом», выявлять средства его создания.

В 3 классе их деятельность фокусируется на выстраивании таких теоре­тических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художест­венное произведение, а в 4 классе «достраивается» понятие художествен­ный образ.

Все тексты программы структурированы особым образом в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каж­дый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.

Под темой нами понимается не только определение предмета (круга событий) повествования в его характерном «повороте» (объект изображе­ния), но и характеристика специфики авторской «орудийности» — ус­тановки или комплекса установок относительно композиционно-речевых форм художественной выразительности, а также позиции, «занимаемой данным текстом по отношению к другим текстам и явлениям». «Обязательное свойство темы — это быть тем инвариантом, вариациями ко­торого является все в произведении, так сказать, наибольшим множителем всех составляющих текста — его частей, уровней, образов, деталей и т. п.».

Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнитель­ного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!».

Такая структура программы сохраняется в 1—4 классах с постепенным увеличением объема текстов в пользу ребенка.

Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициа­тивность, способность к самопознанию и рефлексии.

Решение этой задачи проходит успешнее в ходе обучения литературному чтению в активной речемыслительной деятельности.

Ситуация такой деятельности благоприятно создается на уроках уже в первом классе, где происходит активизация всех видов речевой деятельнос­ти: слушания, чтения, говорения и письма.

Цель уроков чтения в начальном звене — воспитание культуры творче­ского восприятия литературного произведения — решается с помощью твор­ческих задач.

Уже в первом классе ребенок выступает в роли «исследователя» произве­дения, учится высказывать гипотезы о том, какую мысль хотел донести до него как читателя автор. Начиная с 3 класса обозначается проблема, как, какими приемами, средствами речи эта мысль доносится до читателя.

Творческие задания к текстам учебника способствуют созданию такой ситуации в классе, которая дает возможность проведения исследовательской работы учащихся уже в начальных классах, появления интересных детских интерпретаций прочитанных произведений.

Таким образом, обучение осуществляется в процессе специально органи­зованной учебной коллективно-распределенной деятельности.

Начиная с третьего класса в программу включаются специальные зада­ния на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к чи­тателю, от читателя к автору». Задачей данных творческих уроков является формирование умений не только создать собственный текст, но и проанали­зировать написанное согласно выработанным критериям оценки.

Основным методом в системе развивающего обучения является поста­новка и решение учебных задач. Все задачи, выделенные в курсе «Литера­турное чтение», ребенок способен решить только при условии овладения способом смыслового чтения.

Основным принципом формирования навыка чтения является особый подбор дидактических текстов.

Искусственные тексты составлены с учетом увеличения количества слов и усложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для Детского и взрослого чтения. Например, тема дождя в литературных текстах открывается такой же темой в искусственном тексте.

Среди искусственных текстов есть тексты-поучения, тексты-истории, тексты-сказки. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах присутствуют разные по интонации предложе­ния. Каждый текст имеет свой ритмический рисунок, позволяющий ребенку легко читать текст вслух. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введены 1—2 «трудных» слова, возможно неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы.

Формирование позиции «читателя» происходит постепенно. Ученики, овладевая способом синтагматического чтения, одновременно работают над осмыслением произведения. Для этого программа предлагает разные техники «проникновения» в смысл текста, овладения его содержанием. «Тщатель­ное», устоявшееся чтение основывается на приобретении ряда способов, связанных с анализом содержания и формы текста. К таким техникам мы относим:

• «тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания»

текста (работа на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно, что показалось странным, необычным; именно в «точках пред­понимания» можно уловить зачатки будущих «гипотез смысла», которые рассматриваются в ходе анализа);

чтение текста «островками» — неторопливое чтение с остановка­ми и пояснением прочитанного фрагмента, установлением связок между разными точками зрения читателей и выявлением самых ярких мест для по­нимания содержания произведения;

составление «вопросника» к новым изучаемым текстам, формулиро­вание на его основе учебной задачи урока;

организация «диалога» автора и читателей через систему пос­тавленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации, предмет разговора и особенности «языка» текста;

чтение с иллюстрированием;

чтение с переводом с языка литературы на язык театра, ки­нофильма (распределение ролей, чтение по ролям, драматизация текста);

выделение фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующего замысел ав­тора, его точку зрения на проблему; соотнесение своей позиции с позицией автора и других читателей;

прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения учи­тель делает остановку («обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, ча­ще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта. Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственно­го переживания, заполнить сюжетные «пустоты»).

Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятель­ность не только на уроке, но и за рамками урока, во внеурочной деятель­ности. Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу.

1класс. Знакомство с понятиями книга, библиотека, библиотекарь, книжный фонд, абонемент, читальный зал.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библио­текой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг, первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками, элементами книги (обложка, корешок, переплет, титульный лист, содержание или оглав­ление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, ил­люстрация).

2класс. Знакомство с процессом создания книги, с профессиями лю­дей, которые печатают книгу (наборщик, печатник, переплетчик), с названи­ ем «книжной фабрики» — типографией.

Знакомство с понятиями библиотечный (или книжный) фонд, откры­тый и закрытый фонд, стеллаж, полка. Формирование умения самостоя­тельно находить книгу на полке разными способами: «по автору», «по назва­нию», «по рубрике» и т. д.

Знакомство с понятиями газета, журнал, статья, заметка, коррес­пондент, журналист, периодическая печать, книга-сборник, справочные издания, Интернет – издания.

3 — 4 классы. Знакомство с каталогом, шифром книги, понятиями ка­таложная карточка, каталожный разделитель.

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, эн­циклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Программа предлагает возможные пути, формы работы во внеурочное время (на основе изученных литературных произведений и самостоятельного читательского опыта).

Читатели, опираясь на свой читательский опыт, делятся собственными впечатлениями о прочитанном, увиденном в разнообразной творческой про­ектной работе. Они становятся авторами, открывая для себя законы творче­ства, ищут различные средства создания новых образов, выражения индиви­дуальной авторской позиции.

Программа по литературному чтению предлагает в системе особые твор­ческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого чи­тателя, позволяют составить ученические «Портфолио читателя», «Портфолио автора», «Портфолио художника» и др., в которых будут представ­лены все виды письменных творческих работ в разных литературных жанрах, иллюстрации к сочинениям, компьютерные рисунки, «анимационные филь­мы», межпредметные и надпредметные проекты.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образователь­ной программы начального общего образования, положенным в основу но­вых образовательных стандартов, программа по литературному чтению вклю­чает систему оценки качества освоения данной программы.

В специальных тетрадях «Проверочные работы по литературному чте­нию» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диаг­ностики способности учеников определять границы своих знаний на каж­дом этапе освоения программы.

Специальные задания всех учебников по литературному чтению, «Рабо­чих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку.

«Проверочные тетради» предлагают такие задания, которые готовят уча­щегося к итоговой аттестации в 4 классе, включают стартовые, промежу­точные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позво­ляет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Задания в «Проверочных тетрадях» предлагаются для определения базо­вого и повышенного уровней.

Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание), что позволяет увидеть более объективную кар­тину личностного роста каждого ученика.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса «Литературное чтение » в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. 1 класс – 40часов, во 2-4 классе - 136 часов (4 X 34=136ч.). Программа рассчитана на 448часов

Содержание учебного предмета.

Программа литературного чтения по каждому году обучения включает в себя следующие разделы:

1. Открытие мира литературы.

2. Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира.

3. Совершенствование навыка синтагматического чтения.

4. Знания и умения.

Букварный период (Букварь Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.) (92 часа),

Букварь, по которому вам предстоит работать, является частью учебного комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова), соответствует содержанию программы «Русский язык» (авторы В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова) и предназначен для первых классов четырехлетней начальной школы.

Разделы букваря:

1. Формирование начальных представлений о слове.

2. Звуковой анализ слова.

3. Формирование действий письма и чтения

Литературное чтение. (Матвеева Е.И.) 1 класс(40 часов)

Введение в литературное чтение

Открытие мира литературы. Круг детского чтения.

Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.

Герой произведения. Настроение и характер героя произве­дения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.

Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения.

Знания и умения

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

— особенности «взрослого» чтения: выделение голосом клю­чевых слов и соблюдение пауз между смысловыми отрез­ками речи;

— интонационные особенности произведения: тон, темп, ритм, определяющие особенности его настроения при передаче чувств автора;

— критерии выразительного чтения дидактического текста;

— тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;

— законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях обшения между собеседниками;

уметь:

— читать дидактический текст, используя чтецкую партитуру (выделенные ключевые слова и расставленные паузы);

— выразительно читать небольшие по объему художествен­ные тексты, интонировать наизусть игровые стихи;

— определять настроение (тональность) художественного произведения;

— формулировать тему и главную мысль прочитанного текста;

— отличать прямое и переносное значения слова;

— отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие зада­ния, высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;

— оценивать чтение других и собственное чтение в соответ­ствии с критериями выразительного чтения текста;

— читать вслух незнакомый несложный текст целыми сло­вами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препина­ния (темп чтения на конец 1 класса — не менее 40 слов в минуту);

иметь представление:

— о форме поэтического и прозаического текста;

— о произведениях разных авторов на одну тему (описание весеннего цветка, радуги, дождика и т. д.).

Содержание учебного предмета. 1 класс

Тема Содержание
Букварь 92 ч. Формирование начальных представлений о слове. Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова -„помощники“ — на примере предлогов и союзов). Звуковой анализ слова.Звуки речи как „строительный материал“ слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Формирование действий письма и чтения. Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А,О,У,Ы,Э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М,Н,Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я,Ё,Ю,И,Е), две „работы“ гласных букв. Представление об орфограмме как элементе („части“) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов. Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г—К, В—Ф и т.д.). Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква Й, буквы Я,Ё,Ю,Е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о „работе“ гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). „Разделительные знаки“ Ь и Ъ (наблюдения). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит.
Раздел I. Чудеса природы (9часов)   М. В. Бородицкая «Весна сбежала за ворота»; Я.Л.Аким «Апрель»; Н. И. Сладков «Медведь и солнце»; Э. Ю. Шим «Вес­на»; В. В. Бианки «Прилетала красавица весна»; К. Г. Паустов­ский «Стальное колечко» (отрывок); Э. Ю. Шим «Ландыш»; И. С. Соколов-Микитов «Ландыши»; П.Соловьева «Подснеж­ник»; И. А. Бунин «Ландыш»; Г. X. Андерсен (перевод с датского Г. Мирошниковой) «Подснежник». Читай, удивляйся, размышляй!

Наши рекомендации