Просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой)

XX в. принес России множество потрясений, войн, несчастий. Происходили такие события, разобраться в которых было очень сложно. Главным событием в историческом развитии России XX в. была революция, которая перевернула уклад и образ жизни всех людей. Найти себя в этом водовороте событий, не растерять свою душу было самым главным. Особенно сложно было интеллигенции, на долю которой выпали ни с чем не сравнимые испытания. Судьбу одного из таких героев мы видим в сборнике новелл И. Бабеля «Конармия».

Главный герой, чьим образом были объединены все новеллы, - кандидат прав Петербургского университета Лютов. Он верит в революцию. Он добровольно идет за нее воевать. Он прекрасно знает, в чем смысл его жизни, - в служении народу, революции, идее. Но единственное, с чем он не может смириться, - это насилие, захлестнувшее все и вся. Лютов -человек интеллигентный, образованный, гуманный. Для него не приемлемы те методы, которыми завоевывается свобода: «Я скорблю о пчелах. Они истерзаны враждующими армиями. На Волыни больше нет пчел... летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца». При этом рассказчик полностью на стороне революции, он верит в ее цели и идеи. В разговоре со стариком Гедали, не понимающим, почему революция, которая должна нести простым людям свободу и счастье, оборачивается трагедией, Лютов

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

«Сочинения на свободные темы»



говорит: «Она не может не стрелять, Гедали, потому что она - революция». Лютову очень тяжело дается служба в первой конной армии, об этом он рассказывает в новелле «Мой первый гусь». Чтобы стать своим, чтобы не отличаться от других бойцов, он убивает гуся для приготовления пищи, чем вызывает всеобщее уважение. Но насилие настолько не свойственно Лютову, что простить себе этого убийства он не может: «Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло». Герой-рассказчик не изменяет своим идеалам и тогда, речь идет о сохранении собственной жизни: когда он идет в бой, он берет незаряженное ружье, так как не хочет убивать людей, пусть даже врагов. В новелле «Смерть Долгушова» Лютов не может выполнить просьбу смертельно раненного товарища пристрелить его, чтобы он не попал в плен к полякам и они не глумились бы над ним. Финал новеллы «После боя» говорит о трагедии самого героя, о тех нравственных страданиях, которые испытывает: «Ветер взлетел к небу, как стая птиц, и тьма надела на меня свой венец. Я изнемог и, согбенный под могильной короной, пошел вперед, вымаливая у судьбы простейшее из умений - уменье убить человека». Но, несмотря на все сложности и потрясения, герой продолжает верить в то, что он делает, верить в необходимость революции и в то, что итогом ее будет счастливая жизнь всех людей. Он смотрит на «мир, как на луг в мае, как на луг, по которому ходят женщины и кони». Луг в мае - это символ обновления, символ новой жизни, ради которой герой готов вынести все испытания, все трудности, потому что он убежден в своей идее. Он знает смысл свой жизни, и он просвещен не только оттого, что получил образование, а потому, что знает свою дорогу, свой путь к этой новой жизни.

Позиция Лютова вызывает уважение тем, что во всех сложных ситуациях он остается самим собой: человеколюбивым, порядочным и благородным человеком, не потерявшим умения страдать, любить и понимать других людей. Может быть, это не менее важно, чем знать смысл своей жизни, потому что для каждого человека самое главное - это сохранить в себе человечность.

79. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками...» (М. Горький)

«К чему какие-то права, если мы лишены свободы и спокойствия мыслей, если наше внутреннее и самое личное „я" — это закисшая лужа?»

(Анри Торо)

«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе...»

Это строки из письма М. Булгакова И. Сталину. О чем оно? О затравленности, забиваемости камнями, гонимости известного писателя. Жить и работать свободно мешают, любые творческие начинания подавляются. Это ли не преступление против свободы личности?

Судьба М. Булгакова не единична. В одном ряду с ним могут быть названы имена Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Зощенко и многих других.

Сопоставление писателя с волком не случайно. Мы можем увидеть данную метафору во многих стихотворениях поэтов XX в.:

«Мне на плечи кидается век-волкодав,

«Сочинения на свободные темы»



Но не волк я по крови своей...»

Это стихотворение О. Мандельштама. В нем автор сравнивает себя с волком, которого пытается уничтожить век-волкодав, хотя сам поэт не хочет жить по волчьим законам.

Сравнение своего положения в обществе с загнанным зверем встречается и у Б. Пастернака:

«Я пропал, как зверь в загоне, Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони Мне наружу хода нет!»

И через десятилетия поэт В. Высоцкий, у которого при его жизни не было опубликовано ни строчки, напишет:

«Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили -

Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота -

На серых хищников, матерых и щенков:

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков».

Высоцкий пишет о несвободе поэтов в обществе, о том, как тяжело «выйти за флажки». Неважно, кто стоит у власти, человек отличается независимостью суждений, преследуется. Сколько веков власть имущие пытаются лишить поэтов свободы, но все безрезультатно. Правители уходят и низвергаются потоками со своих пьедесталов, поэты же остаются в истории на века.

Наши рекомендации