Какую роль в данном фрагменте играет олицетворение?
Как автором переданы героика и трагизм боя?
Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
Дайте развернутый связный ответ (объем – 5-8 предложений). Найдите основания для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия,
Раскрывайте собственное видение проблемы.
1.1.4.Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком…
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон…
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор - и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.
К уроку 16
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?
а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм г) реализм
Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров | в) интерес к внутреннему миру героя | д) принцип трех единств |
б) опора на античные традиции | г) культ чувства | е) романтическое двоемирие |
Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) Г.Р. Державин г) А.А. Фет
Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?
а) басня б) ода в) былина г) поэма
Основным жанром какого поэта была ода?
а) Ломоносов М.В. б) Державин Г.Р. в) Карамзин М.М. г) Фонвизин Д.А.
6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях” О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?
а) М.В. Ломоносов б) Г. Р. Державин в) В.А.Жуковский г) А.С.Пушкин
Выберите признаки сентиментализма
а) способность героя чувствовать и сопереживать г) герои – простые люди
б) соответствие теории “Трех штилей” д) изображение красоты природы
в) в центре произведения – героическая личность е) соблюдение правил “Трех единств”
В произведениях какого метода исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах?
а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм г) реализм
Найдите соответствие.
1) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом. | А.романтизм |
2) изображение природы как фона человеческих переживаний; внимание к внутреннему миру человека. Культ чувств. Культ природы. Изображение простых людей. | Б. классицизм |
3) культ избранной личности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”. Двоемирие. | В. реализм |
4) Изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Изображение типических характеров в типической обстановке | Г.сентиментализм |