Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Сбои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. ИСАКОВСКИЙ
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;
М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности:час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами:история театра.
М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание раздела. Тема. | Общее количество часов | Число контр. работ | Приме-чание |
Введение. Художественная литература и история | |||
Из устного народного творчества Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета» «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек». Связь исторической песни с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. Средства выразительности в исторической песне. Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | |||
Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы, из «Жития Александра Невского». Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке. «Сказание о Борисе и Глебе». Тематическое многообразие древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». Основные нравственные проблемы житийной литературы. Тематическое многообразие древнерусской литературы. | |||
Из литературы XVIII века Г. Р. Державин – поэт и государственный чиновник. «Вельможа». Служба, служение, власть и народ – основные мотивы стихотворения. «Памятник». Тема поэта и поэзии. | |||
Н. М. Карамзин.Основные вехи биографии. М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы | |||
Подготовка к ГИА:анализ фрагмента эпического произведения. Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» | |||
Из литературы XIX века Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе. К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство стихотворений. К.Н.Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений» Е.А.Баратынский. «Чудный град порой сольется…», «Разуверение», «Муза» Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство стихотворений.А.А.Дельвиг. «Русская песня», «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство стихотворений. | |||
А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Тема дружбы в стихотворениях «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года». «Песни о Стеньке Разине»: стилизация под народную песню. Урок внеклассного чтения № 1 Общечеловеческая тема «блудных детей» в литературе: в притче о блудном сыне и «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина Обзор повести «Пиковая дама». История написания и основная проблематика. «Маленьких трагедий». «Каменный гость» Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертания, независимость) Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагментаэпического произведения. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» | |||
Классное сочинение «Сравнительная характеристика Швабрина и Гринёва» | |||
М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. Основные мотивы поэмы «Мцыри». Образ главного героя. Художественная идея и средства ее выражения в поэме. Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагмента лиро-эпического произведения. | |||
Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. Хлестаков и хлестаковщина. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Дискуссия «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В.Гоголь?» Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагментадраматического произведения. Н.В.Гоголь «Ревизор» | |||
Классное сочинение на одну из предложенных тем. | |||
Урок внеклассного чтения № 2 Тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова «И дольше века длится день». | |||
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси. | |||
Н.А.Некрасов.Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | |||
А.А.Фет.Краткие сведения о Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...»,Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагменталирического произведения «Учись у них: у дуба, у березы...» «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. | |||
А. Н. Островский Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | |||
Л.Н.Толстой.Основные вехи биографии Л. Н. Толстого. «Отрочество» (главы из повести) «После бала». Основные мотивы рассказа. Становление личности в борьбе против жестокости. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения Урок-дискуссияпо рассказу «После бала» Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагментаэпического произведения | |||
А.М.Горький.Основные вехи биографии М. Горького. Рассказ «Мой спутник» Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. «Макар Чудра». Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Подготовка к домашнему сочинению. | |||
Урок внеклассного чтения № 3 Свобода и сила духа в изображении М.Горького: «Песнь о Соколе». | |||
Урок внеклассного чтения № 4 А.Грин. Вопросы любви, добра и доброты в повести «Алые паруса» | |||
В. В. Маяковский Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в его стихах. «Хорошее отношение к лошадям». Рифма и ритм в лирическом стихотворении.Подготовка к ГИА: КИМы и анализ фрагменталирического произведения. | |||
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н. А. Тэффи«Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. («Свои и чужие» в произведениях Н.А.Тэффи «Свои и чужие» и К.Паустовского «Телеграмма») М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетоны, от фельетона – к юмористическому рассказу. | |||
Н. А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в поэзии Н.А.Заболоцкого | |||
М. В. Исаковский Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. | |||
В. П. Астафьев. Краткие сведения о В. П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в его творчестве. «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика. Отношение автора к событиям и персонажам. Подготовка к домашнему сочинению. | |||
А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | |||
Урок внеклассного чтения № 5 Час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А.Блок «Есть минуты, когда не тревожит…», В.В.Хлебников «Мне мало нужно…» и др. | |||
Основные вехи биографии В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Диспут: уроки французского – уроки доброты? | |||
Итоговое тестирование. | |||
Из зарубежной литературы. У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. | |||
М.Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | |||
Подведение итогов. Список литературы на лето. | |||
Резервные уроки |