Во снах приходят к нам. (наизусть)

Или ещё одно стихотворение, посвященное военным событиям, в частности штурму Кенигсберга, в котором еще раз подчеркивается мужество и героизм русских солдат.

А битва в Кёнигсберге разгоралась,

И наседали с севера войска.

В погожий день и авиация старалась

Загнать в нору врага, как барсука.

Как соколы, кружили асы наши,

Да и погода помогала им.

«Катюши» подпевали ещё краше,

И все смешалось: и огонь, и дым.

Форт номер восемь приступом мы взяли,

Нам помогал фугасный огнемет.

В подвалы, как мышей, противника загнали,

А в рукопашной русский верх возьмет! (наизусть)

Билет № 19

1 М.Е. Салтыков-Щедрин – «прокурор» русской жизни. Тематика и художественные особенности сатирического изображения мира в произведениях Салтыкова-Щедрина» (на примере 2-3 произведений).

Русская классическая литература XIX века отличается пристальным вниманием писателей и поэтов к проблемам судеб русского народа. Одним из таких авторов М. Е. Салтыков-Щедрин. Его рассказы касались по-настоящему важных вопросов: острых социально- политических, нравственных, личностных. Недаром он назывался «прокурором русской общественной жизни».

В своем творчестве Салтыков-Щ опирался на художественные методы, выработанные еще А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем. В сказках он поднялся до высот поэтического осмысления происходящего, сатирического обличения правды жизни, обозначил все злободневные проблемы своего времени, подверг критике паразитирующие слои населения. Самыми важными темами в сказках являются проблемы эксплуатации, критика чиновничества, дворянства и государственных людей. Писатель создал так называемые «Сказки для детей изрядного возраста» или, по-другому, политические.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин особенно беспощадно критикует крупное российское чиновничество. Генералы, всю жизнь где-то прослужившие, ведущие паразитический образ жизни, попадают на остров. Они не способны даже добыть себе пропитание и, если бы не мужик, по случаю оказавшийся рядом, им пришлось бы худо. Считая естественным правило эксплуатации высших низшими, они используют его для удовлетворения собственных потребностей. Мужик даже суп варит в ладонях, чтобы накормить их. Установив, таким образом, привычный жизненный уклад, они приходят к выводу, что всегда и везде «хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» Основная идея сказки в том, что злоупотребления власти являются законом самодержавной власти, изменить который можно лишь насильственным путем.

Сказка «Премудрый пескарь» направлена против обывательской философии. Жизнь пескаря, который всю жизнь просидел в своей норке, определяется формулой «жил — дрожал и умирал — дрожал». Вывод писателя таков: «неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а, по меньшей мере, бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают».

Весь сюжет является всего лишь поверхностью. Салтыков-Щедрин изображает нравы современной ему мещанской России. На самом деле пескарём подразумевается не рыба, а трусливый обыватель, который боится и дрожит только за собственную шкуру. Писатель поставил перед собой задачу совместить черты и рыбы, и человека. В сказке изображена обывательская отчуждённость и замкнутость в себе. Автору обидно и горько за русских людей.

Одной из главных художественных особенностей М. Е. Салтыкова-Щедрина стало преобладание гипербол и гротеска. Применение этих способов художественного отображения действительности позволило ему решить поставленную задачу: обличать верхние слои общества и показывать подлинную жизнь крестьян. В сказках о народе явно выражено бедствие бесправного человека, который уже привык подчиняться «хозяину-пустоплясу». Сам крестьянин «день-деньской из хомута не выходит, а силы ему набраться неоткуда: такой корм, что от него только зубы нахлопаешь».

Эти сказки являются уникальным явлением в русской литературе. А некоторые образы обобщили социальные явления русской жизни и стали нарицательными.

2. «Друзья мои! Прекрасен наш союз…». Адресаты лирики А.С. Пушкина о дружбе (на примере 2-3 произведений поэта). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же, было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” ).

Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз. (Наизусть)

19 октября — день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта.

Самым суровым испытанием для поэта был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием — восстанием декабристов. Хотя Пушкин и не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.

Стихотворение “Во глубине сибирских руд...”(1827 год) явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить…

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Наши рекомендации