Урок 98. Смысл названия пьесы
А. В. Вампилова «Старший сын»
Цель урока: кратко познакомить учеников с жизнью и творчеством писателя; помочь разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».
Ход урока
I. Слово учителя (или сообщение ученика) об А. В. Вампилове и его творчестве
Александр Вампилов (1937—1972) — автор четырех больших пьес и трех пьес одноактных. Трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной своей пьесы на столичной сцене, издавший при жизни лишь небольшой сборник рассказов, — он совершил революцию в современной русской драматургии. Значимость явления Вампилова подчеркивал В. Г. Распутин. Друживший с ним со студенческих времен: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов... — кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература...»
Истоки творчества Вампилова, прежде всего, в его родном старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области, в доме его родителей-учителей (отца арестовали по ложному обвинению и расстреляли в 1938 г.). Герои пьес Вампилова — его современники. Живут они далеко от столицы: в провинции, на окраине городов, в таежной глубинке. Чаще всего это молодые герои, расстающиеся с романтическими иллюзиями, обыкновенные люди с будничными проблемами и заботами.
Свое поколение драматург представляет обманутым, «потерянным». Драматическое действие у Вампилова нацелено на поиск возможных ответов на главные вопросы его творчества: что есть свобода? Как стать свободным? Какова цена свободы? Как соотносятся свобода и ответственность? Кроме того, Вампилов активно использует жанры городского фольклора — анекдоты, беря за основу развития сюжета анекдотическую ситуацию. Соединение этих элементов и составляет сложный жанр вампиловской трагикомедии. Мы остановимся на одной из них — пьесе «Старший сын».
II. Реализация домашнего задания
Беседа по пьесе «Старший сын».
Сюжет пьесы известен нам из предварительной статьи к ее фрагментам. Возможно, вы посмотрели художественный фильм с одноименным названием, где роли исполняют великолепные актеры. Разговор пойдет обо всей пьесе, но отдельно мы обратимся к сцене знакомства Сарафанова с Бусыгиным и заключительной сцене пьесы, определим их роль в действии.
Дополнительные вопросы в комментарии.
— Какова роль случайностей, совпадений в пьесе? Чем объясняется эта роль? А какова роль случайностей в реальной жизни?
(Случайность, совпадение играют в пьесе важную роль. Случайно легкомысленные приятели Бусыгин и Сильва опоздали на последнюю электричку и попали в семью Сарафановых, обманули именно их. Такая роль случайности объясняется неукорененностью, нравственной неустойчивостью героев.
Но то, что Сарафанов поверил в появление в его жизни взрослого «внебрачного» ребенка, уже не случайно. Сарафанов доверчив, наивен, открыт. Он признает, что такая возможность существует. На случай нельзя списывать обман двух приятелей: они точно рассчитали, какие человеческие струны надо затронуть, чтобы люди поддались мистификации.
Не случайно и то, что Бусыгин становится по-настоящему старшим сыном в семье: несмотря на участие в жестокой шутке, в нем, благодаря Сарафанову, просыпается сочувствие, человечность.)
— Какие взаимоотношения сложились между героями пьесы? Почему они обманывают друг друга? Оправдан ли этот обман?
(В «Старшем сыне» у каждого героя свой спектакль: Бусыгин играет роль сына, неожиданно нашедшего своего «отца»; Сарафанов делает вид, что по-прежнему играет в филармоническом оркестре, а не на похоронах; его дети стараются не показать, что им это известно; Нина играет в любовь с «правильным» Кудимовым; Макарская играет, как кошка с мышкой, с Васенькой, который разыгрывает роль страстного влюбленного; Сильва уже своим именем говорит, что всю жизнь играет разные роли.
Заметим, что все герои врут, но только «не как следует»: это лишь правила игры, заменяющей реальные человеческие отношения. Вранье Сарафанова безобидно, ему хочется выглядеть в глазах своих детей благополучным и надежным. Дети подыгрывают ему из любви к отцу, и еще потому, что так привычно и удобно. И когда «честный» Кудимов, жених Нины, случайно раскрывает обман и настаивает на своем, эта «правда» оказывается не только никому не нужной, но даже жестокой. То же происходит, когда Сильва открывает глаза Сарафанову, признаваясь в обмане: Сарафанов не хочет такой правды, не хочет верить и выгоняет Сильву.)
— В чем особенность системы характеров пьесы?
(Характеры в «Старшем сыне» составляют своеобразные дуэты: комическому чудаковатому, наивному и доверчивомук Сарафанову противопоставлен циничный прагматик, легко относящийся к жизни, — Сильва; легкомысленному, но доброму и совестливому Бусыгину противопоставлен до смешного к «правильный» Кудимов, который никогда не врет и даже никогда не опаздывает; романтичному Васеньке — изверившаяся, уставшая от жизни Макарская. Идеальных, положительных героев нет, как, впрочем, и отрицательных. Дело не в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Оказывается, каждому человеку есть в чем покаяться. Поэтому Сарафанов верит в то, что Бусыгин его сын — ведь когда-то он оставил любимую женщину.)
— Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?
(Бусыгин по случайному стечению обстоятельств, с подачи Сильвы, экспромтом объявляет себя незаконнорожденным сыном неизвестного ему человека не ради особой выгоды, не ради карьеры или денег — просто чтобы переночевать. Идея объявить себя сыном — злая шутка, пародирующая идею всеобщего братства. Вспомним, что Сарафанов-отец сочиняет ораторию «Все люди — братья». Бусыгин сначала рассуждает цинично: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Их надо напугать и разжалобить».
Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Бусыгин меняется, начинает чувствовать свою ответственность а за «блаженного» (как его называет дочь) Сарафанова, и за безнадежно влюбленного Васеньку, и за Нину, готовую выйти замуж за скучного и не далекого Кудимова («Он любит меня»), лишь бы вырваться из семейного бедлама. В Бусыгине проявляется потребность быть кому-то нужным, быть любимым, быть членом семьи.)