IV. Комментированное чтение стихотворений

(Читать может учитель или заранее подготовленный ученик. Можно послушать стихотворения в исполнении артистов или показать фрагменты учебного фильма о творчестве Ахматовой.)

Способность «понимать и любить вещи...» очевидна, например, в стихотворении из первой (киевской) тетради 1909 г.:

Молюсь оконному лучу —

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце — пополам,

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

О душевном состоянии почти ничего не сказано, только «сердце — пополам остальное чудесным образом понятно без объяснений, Простая бытовая вещь, рукомойник, преображается игрой солнечного луча и воображением лирической героини в «праздник золотой» и даже «в утешенье». Обыденная деталь становится значимой. Звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаянье.

Читаем и комментируем стихотворения из сборника «Вечер».

Отмечаем точность и тонкость передачи переживаний лирической героини, глубину и содержательность стихотворений при небольшом их объеме, благородную простоту слога, умение обрисовать характер одним жестом, интонацией, репликой:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

(«Песня последней встречи», 1911)

Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передано этой невольной неправильностью.

По словам литературоведа Б. М. Эйхенбаума, ранние стихи Ахматовой похожи «на большой роман». Действительно, там есть герои — Она и Он, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменно — неразделенность чувства, разлука, «невстреча». В лирике Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героини — любовь, все ее оттенки — от предчувствия любви до «страсти, раскаленной добела».

Ахматова — признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. В ее произведениях звучит психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали («Вечерние часы перед столом...», «Я научилась просто, мудро жить...»).

Вершина любовной лирики Ахматовой — в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет...», «Эта встреча никем не воспета...», «Это просто, это ясно...», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции. Глубокое, сильное, но безответное чувство раскрывает духовную высоту и благородство лирической героини.

Второй сборник «Четки» (1914) укрепил успех ахматовской поэзии. Читаем и комментируем стихотворения из этого сборника. Здесь «роман» развивается, часто переплетаясь с темой города. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый».

Углубляется мотив непонимания, отчужденности:

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость!

(«В последний раз мы встретились тогда…», 1914)

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную художественную и психологическую убедительность. Приметы Петербурга здесь — знак разлуки.

В стихотворении, посвященном Александру Блоку, — рассказ о встрече с ним в петербургской квартире:

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

Образы героя и города неразрывно слиты, затянуты бережной дымкой восторженного и почтительного воспоминания.

Читаем и анализируем стихотворения из сборника «Белая стая». Война 1914 г. отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях Ахматовой (мотивы мужа-воина, битвы, разлуки). В третьем сборнике, «Белая стая» (1917), манера поэтессы меняется: появляются мотивы отрешенности, смирения, отказа от мира, высокая, торжественно-замедленная речь, классичность, все чаще — имя Господне:

Слаб голос мой, но воля не слабеет,

Мне даже легче стало без любви.

Высоко небо, горный ветер веет,

И непорочны помыслы мои.

(1912)

Подготавливается переход к поздней лирике, включенной в широкий исторический контекст, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, ее назначения. В стихотворении «Уединение» (1914) появляется образ героини, близкой «Пророку» Лермонтова:

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен...

Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветры северных морей. Возникает образ Музы, созданный с помощью синекдохи (синекдоха — частный случай метонимии, когда часть обозначает целое):

А не дописанную мной страницу —

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

В стихотворении 1915 г. тема предназначения поэта углубляется, восходя к Пушкинской традиции:

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу — зренье

Или актеру — голос и движенье,

А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены — и это знаем сами —

Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

Книги «Белая стая», (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. Однако следующая книга ее стихов вышла лишь в 1940 г. Это был небольшой сборник «Из шести книг».

Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами, В годы войны ею были написаны стихи, насыщенные высокой патетикой и мужеством, хранившие, как святыню, «великое русское слово». Это был «голос поколения», много пережившего, но лишь закалившего силу духа. Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Читаем стихотворение «Мужество»

— Охарактеризуйте образ родины в стихотворении.

(Родина в этом отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. Ахматова говорит «мы» — это голос всего народа, объединенного Словом.)

В конце жизни голос Ахматовой с высоты прожитого и пережитого зазвучал с новой силой. Лирические стихи Ахматовой последних десятилетий ее жизни пронизаны высокой духовностью, философичностью, раздумьями над смыслом жизни: «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты» (1940), «И голос вечности зовет / С неодолимостью не здешней...» (1958).

Отношения Ахматовой с властью всегда были непростыми. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1946 г. была развернута кампания против Ахматовой, настоящая травля: она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию. Тираж уже напечатанного в 1946 г. сборника стихов Ахматовой был уничтожен.

Только во время «оттепели», с середины 1950-х годов, на страницах периодики стали снова появляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников. На родине творчество Ахматовой снова стало широко известно только в 80-е годы ХХ в. Поэзия Ахматовой получила мировое признание в последние годы ее жизни.

В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи. Закончим урок чтением и анализом стихотворения «Мне ни к чему одические рати...»:

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведал стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

— В чем видит Ахматова природу творчества?

(Творчество, по Ахматовой, — явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта — услышать их, уловить. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным — через поэта — а обрести бессмертие.)

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение Ахматовой (по выбору), сделать письменный анализ стихотворения.

2. Прочитать статью учебника-хрестоматии о М. А. Шолохове; прочитать рассказ «Судьба человека«.

Наши рекомендации