V. Обсуждение вопросов учебника по творчеству Маяковского

VI. Творческое задание

Попробуйте разработать сценарный план стихотворения «Прозаседавшиеся»: разделите его на эпизоды. Возможно создание диафильма или компьютерного анимационного фильма. Можно начать работу в группах на уроке, обсудить черновые варианты, а закончить — дома.

Пример:

Сцена 1. Улица. Рассвет. Общий план: люди торопливо, суетливо, подобно муравьям, с папками под мышками стремятся к дверям учреждений и исчезают за ними.

Сцена 2. В здании. Та же суета, только люди разбегаются по кабинетам.

Сцена 3. Кабинет. Секретарша, стол которой завален бумагами, отвечает на голос, задающий вопрос: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она». (Героя не видно, но происходящее дается его глазами): «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать / — Объединение Тео и Гукона».

Сцена 4. Камера бегает по лестницам учреждения, как бы повторяя ритм бегущего по ним героя, и утыкается в очередной секретарский стол: «Через час велели прийти вам...»

Сцена 5. Стрелка часов, пробегающая круг: прошел час. Камера шарит по лестницам и кабинетам: кроме бумаг и телефонов ничего и никого нет: «Все до 22-х лет на заседании комсомола».

Сцена 6. За окнами темно. Звуки шагов запыхавшегося человека сопровождают движение камеры вверх, уже в медленном темпе: человек устал. За открывшейся дверью не видно стола, голос секретарши отвечает: «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Сцена 7. Быстрые, судорожные скачки камеры по лестнице сопровождаются частым дыханием и неразборчивой бранью. Огромная тяжелая дверь распахивается — и перед зрителем жуткая картина: за столом заседают половинки людей. В комнате неразборчивый гул, перекрываемый неожиданно истошным воплем героя: «Зарезали! Убили!» В секундной паузе слышится спокойный, невозмутимый голос секретаря: «Они на двух заседаниях сразу...»

Сцена 8. Потолок комнаты, постепенно освещаемой солнцем. Камера имитирует движения человека, встающего с постели: перемещается с потолка на окно, за которым — рассвет. Измученно-мечтательный голос героя: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!

Закончить занятие по Маяковскому можно рассказом о том, почему на долгие годы был потерян читательский интерес к его творчеству, о том, как и каким образом возвращается к нам Маяковский сегодня.

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского.

Уроки 90—91. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского

Цель урока: проверить, насколько усвоили ученики материалы уроков по творчеству Блока, Есенина, Маяковского; развивать навыки письменной речи, умение выражать свое мнение, анализировать текст.

Темы сочинений:

1. Родина в творчестве Блока, Есенина, Маяковского.

2. Тема любви в творчестве Блока, Есенина, Маяковского.

З. Женские образы в творчестве А. А. Блока.

4. Своеобразие есенинской лирики.

5. Против чего обращено острие сатиры Маяковского?

Примечание. В зависимости от реальной учебной ситуации сочинение может быть написано дома или в классе.

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника-хрестоматии об А. А. Ахматовой, составить развернутый план статьи.

2. Выбрать понравившиеся стихотворения, выучить одно из них наизусть.

Урок 92. Обзор творчества А. А. Ахматовой

Цель урока: дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях ранней лирики и поздних стихотворений; развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста.

Ход урока

I. Анализ сочинений по творчеству Блока, Есенина, Маяковского

II. Обсуждение статьи учебника об А. А. Ахматовой

Пересказ статьи по развернутому плану сопровождается чтением стихов, выбранных учениками (можно и не наизусть).

III. Слово учителя

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось ее ранней лирике. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

Славу Ахматовой принесли уже первые сборники стихов. В предисловии к первому лирическому сборнику «Вечер» (1912) Кузмин писал о ее способности «понимать и любить вещи… в их непонятной связи с переживаемыми минутами», причем «вещи», высвеченные с точностью и обостренностью «предсмертного» видения.

Наши рекомендации